Папки-передвижки

Организация игры с игрушками-персонажами

Юлия Пономаренко
Организация игры с игрушками-персонажами

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника и т. п.

Игрушки - персонажи – самые любимые игрушки детей детсадовского возраста. Выбирая такую игрушку для ребёнка, необходимо помнить о том, что она должна быть достаточно простой и понятной для восприятия, и в то же самое время дошкольник должен точно знать, из какой сказки или из какого мультика этот персонаж.

Публикация «Организация игры с игрушками-персонажами» размещена в разделах

Очень важно, чтобы игрушки – персонажи сказок стимулировали не просто желание играть с ними, но и желание что-то делать с игрушкой самостоятельно, например, кормить, одевать, укладывать и многое-многое другое. И самое важное – они не должны быть агрессивными и настраивать ребёнка на жестокость и насилие.

При выборе такого развлечения надо обязательно учитывать возраст ребёнка. Не стоит предлагать для игры те игрушки, которые ребёнок не понимает. Они не смогут вызвать должного интереса и, скорее всего, просто будут отложены в сторону.

Персонажи-реплики и универсальные игрушки

Все образные игрушки можно разделить на две группы: персонажи-реплики и универсальные игрушки. Первые представляют собой копии персонажей из мультфильмов или книжек (Чебурашка, Лунтик, Человек-паук и др.). Такие герои, с одной стороны, легко узнаваемы и очень привлекательны для детей, а с другой – сложная заданность их образа резко ограничивает диапазон исполняемых детьми ролей и не позволяет им перевоплотиться в кого-то другого. При этом лишь некоторые из них соответствуют дошкольному возрасту. Поэтому игра с ними остается на уровне примитивных, понятных маленьким детям действий, зачастую агрессивного характера. В детском саду таких игрушек по возможности лучше избегать.

Универсальные игрушки-персонажи - это куклы (разного пола и возраста) и животные (заяц, лиса, медведь и др.) с достаточно характерными признаками образа. В силу своей открытости и условности они могут стать персонажами разных историй.

В детском саду обычно есть как игрушки-реплики, так и универсальные игрушки. Однако разыгрывание историй и постановку спектаклей лучше сорганизовывать с универсальными игрушками. Тогда одни и те же игрушки могут раз от раза перевоплощаться, менять роли и становиться разными персонажами, а персонажи-животные даже фигурировать в различных историях. Это способствует развитию мышления и воображения, которое позволяет детям «преодолевать» материал, т. е. видеть в игрушке свой образ и наделять его различными качествами. Характер игрушек-персонажей, как и разыгрываемых сюжетов, зависит от возраста детей.

Ассортимент персонажей по возрастам.

На каждом возрастном этапе выбор игрушек-персонажей определяется подходящими для него художественными произведениями.

С 2,5 лет можно вводить «универсальный» набор для разыгрывания сказок. Состав его может варьировать, но в основе должна быть семья из трех поколений и основные сказочные животные: медведь, лиса, волк, мышь, собака, кошка и т. п.

С 4-летнего возраста, с появлением в жизни детей героических и волшебных сказок, к вышеперечисленным могут присоединиться условные персонажи волшебных сказок: Баба Яга, Кощей, король, королева, принц и принцесса (они же царь и царица, царевич и царевна, дракон или другое чудище и т. п. Такие персонажи также должны быть условными, с соответствующими атрибутами: например, легко снимаемыми и также легко надеваемыми короной или ободком у принцессы, мечом или плащом у воина и т. п.

После 5 лет можно вводить игрушки-персонажи одновременно с соответствующим данному возрасту произведением. Заметим кстати, что игрушек по мотивам подростковых сюжетов следует по возможности избегать или отводить им в игре особое место.

Для режиссерских игр и спектаклей нужны устойчивые фигурки, чтобы их было легко ставить не только на пол или стол, но и на не столь ровную поверхность. Важно чтобы игрушки были соразмерны между собой.

Игры с игрушками-персонажами в разном возрасте.

Поскольку игрушки-персонажи всегда являются знаком какого-либо сюжета, прежде всего они становятся материалом для сюжетной игры. Важно, чтобы сюжет был знаком детям. Поэтому желательно неоднократно рассказывать или читать детям сказки либо рассказы, участниками которых являются персонажи, отраженные в образных игрушках. Вместе с тем содержанием игры не может стать точное воспроизведение заранее разработанного сценария и заученных слов. Игра - это не постановка заранее продуманного спектакля. Это всегда активное, творческое воссоздание того, что понятно и значимо для ребенка. В той или иной мере игра включает собственный опыт ребенка и его отношение к действительности.

Игра - процесс творческий, спонтанный. Но взрослый должен создать условия для разных видов сюжетной игры, игры «в других». Это даст ребенку дополнительные возможности развития

Развитие игры с персонажами проходит определенные этапы. Сначала младшие дошкольники лишь наблюдают за игрой взрослого и получают пример обращения с игрушками-персонажами в драматизации или игре. Именно восприятие показа и подражание.

Затем возникает свободная игра с персонажами, и элементы подражательной драматизации постепенно преобразуются в сочинение собственных историй в режиссерской игре.

После, в возрасте 5-6 лет, режиссерские игры могут быть вытеснены свободными ролевыми играми по знакомым сюжетам и ролевыми играми-драматизациями.

И наконец, у старших дошкольников игра с персонажами может развиться до самостоятельных постановок-драматизаций знакомых сказок и сочинения сказочных историй.

Участие воспитателя в игре детей разного возраста.

Чтобы игра действительно увлекла детей и затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет их деятельность: он помогает детям преодолеть затруднения, одобряет их достижения по созданию пространства, преодолению затруднений.

Очень важна помощь взрослого в сооружении игрового пространства в качестве опоры, в осмыслении игровой ситуации. В 3-4 года помощь заключается в содержательной и технической инициативе взрослого, для чего в нужный момент свои реплики следует перемежать вопросами типа: «А где будет у нас кровать? Вот только одной-то кровати мало, там кроме Михайлы Иваныча жили еще Настасья Петровна (пауза) и Мишутка. Еще и стол со стульями. Как же их всех разместить? Домик маловат, давайте стены чуть раздвинем.» - и сам создает необходимый реквизит.

К 4,5-5 годам, по мере развития игровой инициативы и умений детей, взрослый может лишь давать идеи по организации игры, но предоставлять самим детям возможность для создания игрового пространства.

Для детей 5-7 лет снова нужна помощь, так как их замыслы и пространственные задумки становятся слишком сложными. И тут важно помогать осуществить проект. Масштабность и сложность сооружений больше свойственны мальчикам. А девочки чаще с большим энтузиазмом создают спектакли-драматизации с персонажами.

Иногда можно видеть, как сюжет быстро себя исчерпал или толком никак не завяжется и как вот-вот игра превратится в возню и беготню. Тогда полезно прийти с каким-то новым персонажем и от его имени войти в игру. «Скажите, пожалуйста, где тут больница? У меня болит живот, нужен Доктор Айболит». И дальше недоуменно, будто от имени присутствующих детей задавать вопросы: «Где же доктор? Может быть, вот он, доктор? А как мы поможем ему одеться и собраться? Что доктору нужно? Вот и готово! Проходите, пожалуйста!».

Вероятно, найдутся скучающие дети, которые мешают и даже разрушают игровое пространство других. Это не от злого умысла, а от того, что ребенок не может сосредоточиться и не умеет играть. Как правило, дети не принимают такого ребенка в игры, и свое желание общаться он может удовлетворить только в разрушительных действиях. Подобного ребенка можно увлечь игрой в паре со взрослым, игрой по мотивам сказки или известной ему истории. Более тесное взаимодействие позволит такому ребенку чувствовать себя уверенно. Необходимо на протяжении длительного времени персонально поддерживать его, помогать ему почувствовать себя и свое поведение.

Таким образом, во всех видах игры с игрушками-персонажами взрослый не должен заменять самостоятельные действия даже самых маленьких детей, как это иногда бывает. Он может действовать от имени игрушек, быть продолжением движений играющего ребенка. Главным законом руководства игрой являются понимание и применение развития сюжета (завязка – развитие – кульминация - разрешение) как основы игрового детского действа. Именно поэтому игра дошкольников не может длиться 10-15 минут как перерыв в «более важных» занятиях. Игра сама по себе крайне важная и сложная деятельность, и для нее требуются время (не менее 30-40 минут) и пространство. Важно помнить, что дети - не пассивные наблюдатели активности воспитателя, а активные участники и в меру своих возможностей авторы своей игры.

Используемые источники:

1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. // Дошкольное воспитание, № 4, 2005. - 98-108 с.

2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2005. - 256 с.

3. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - 144 с.

4. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

5. Михайленко Н., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни. // Дошкольное воспитание № 6, 2001. - с. 12-19.

6. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание № 12, 2000. - 86-89 с.

7. Популярная психология для родителей. Под ред. Бодалева А. А. - М. : Педагогика, 2000. - 256с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по пополнению развивающей среды персонажами пальчикового театра «Три поросёнка»Фотоотчёт по пополнению развивающей среды персонажами пальчикового театра «Три поросёнка» Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества, используемый в детском саду. Театрализованная деятельность.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»Организация сюжетно-ролевой игры «Больница» На дальних подступах к врачу Больной шумит: «Талон хочу!» Регистратура тут как тут. «Пожалуйста! Только вас и ждут! Отдайте в гардероб.

Организация сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий»Организация сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках реализации годовой задачи нашего сада "Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры".

Организация сюжетно-ролевой игры на участке летомОрганизация сюжетно-ролевой игры на участке летом Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольников и потому рассматривается педагогами всех времен как одно из главных средств воспитания.

Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные»Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные» Поступил сигнал тревожный В часть пожарную о том, Что в весенний день погожий Загорелся кошкин дом. Дом горит, как лист бумажный, Застилает.

Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУОрганизация сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ "Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Празднование Дня дружбы 9 июня (с любимыми персонажами мультфильмов)Празднование Дня дружбы 9 июня (с любимыми персонажами мультфильмов) Празднование дня дружбы - 9 июня (с любимыми персонажами мультфильмов) 9 июня 2017 года мы с ребятами старшей группы отметили международный.

Развивающие игры с самодельными пальчиковыми игрушками из бумаги и картонаРазвивающие игры с самодельными пальчиковыми игрушками из бумаги и картона Актуальность. Пальчиковых игрушек существует великое множество. Можно купить готовые, а можно изготовить их своими руками. Пальчиковые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация игры с игрушками-персонажами
Опубликовано: 28 июня 2022 в 10:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД