надежда селезнева
Организация коррекционной работы воспитателя с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре
Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода. Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви и требуют особого подхода к воспитанию. Такое внимание и поддержку предоставляют реабилитационные центры для оказания реабилитационных услуг детям-инвалидам, детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья. Большинство детей-инвалидов и детей с ОВЗ, направленных в реабилитационные центры, имеют: нарушения речи; патологию опорно-двигательного аппарата; проблемы психического развития; отсталость умственного развития; поведенческие расстройства и нарушения общения.
Публикация «Организация коррекционной работы воспитателя с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ в реабилитационном центре» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа воспитателя
- Работа педагогов социальных центров, СРЦН
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В условиях реабилитационного центра коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, это - воспитатель, учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, инструктор по физическому воспитанию и т. д. Специалисты центра на основании диагностических данных разрабатывают индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы. Реализация этих программ предполагает решение таких задач, как развитие познавательной активности, формирование основ здорового образа жизни, культуры поведения и общения, уверенности в себе, снижение агрессивности и другие.
Важная роль в коррекционном процессе отводится воспитателю. Поскольку воспитатель ежедневно общается с детьми и несет функцию близкого взрослого, который не только учит, но и выполняет все обязанности «родителя», кормит, ухаживает, выполняет все бытовые процессы, взаимодействуя с ребенком.
Также деятельность воспитателя направлена на обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического развития и является важной составной частью коррекционной работы. Специалист организует развлекательные и оздоровительные мероприятия, режимные процессы, проводит консультативно-просветительскую работу с родителями детей.
Часто воспитатель сталкивается с рядом специфических трудностей, например, при поступлении ребенка в группу с проблемой адаптации к новым условиям. Некоторые дети с большим трудом переживают смену обстановки: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. В этот период воспитатель должен снять стресс у ребенка, обеспечить положительное эмоциональное состояние, создать спокойную обстановку, найти индивидуальный подход, наладить контакт с ребенком и родителями. От воспитателя требуются терпение, умение вызвать доверие ребенка к себе. Поэтому воспитатель должен быть искреннем, доброжелательным, позитивным, сочувствующим, умеющим играть и т. д.
Успех коррекционного процесса воспитателя зависит от разнообразных форм обучения, которые он ежедневно использует в своей работе — это традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные, открытые занятия. Ежедневно педагог строит свою коррекционную работу через занятия, которые включают:
• Словесные игры;
• Пальчиковые игры;
• Дидактические игры;
• Игровые ситуации;
• Сказкотерапия;
• Игры на развитие психических процессов;
• Упражнения на развитие эмоционального общения.
Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам или индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей. Воспитывает культурно-гигиенические навыки, применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе.
В условиях реабилитационного центра коррекционная работа невозможна без активного участия родителей детей. Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.
В своей работе специалист использует разнообразные формы работы с родителями, это – беседы, консультации, родительские собрания, организует школу для родителей, проводит открытые занятия, мастер - классы, разрабатывает буклеты, памятки, рекомендации, консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, привлекает их к совместным досуговым мероприятиям и групповым праздникам. Подобные формы работы позволяют привлечь родителей к сотрудничеству и к более близкому знакомству с педагогическим процессом в реабилитационном центре, а также обратить внимание на успехи в социализации их «особого» ребенка в детском коллективе.
Работа с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ – это кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая работа, как нам хочется, но она должна быть ежедневной, постоянной и, в итоге, такая коррекционная работа принесет свои плоды.