Получи документы

Организация наблюдений за живой природой, подвижных игр во время прогулок в летний оздоровительный период

Лилия Васильевна Доронина
Организация наблюдений за живой природой, подвижных игр во время прогулок в летний оздоровительный период

Наблюдений за живой природой

1. Растения

Мы вспоминаем с ребятами, что огромное царство растений делится на три государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные признаки представителей каждого государства, вспомнить названия некоторых растений.

Дети узнают или повторяют, что условия, необходимые для роста растений - это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.

Публикация «Организация наблюдений за живой природой, подвижных игр во время прогулок в летний оздоровительный период» размещена в разделах

Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки, появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, и после цветения образуются их плоды и семена. Дети могут сами убедиться, насколько разнообразны семена у различных растений.

Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и обогатит ее образными выражениями. Можно разучить с детьми стихи о цветах:

Клевер

Розовый клевер цветёт на лугу.

Глаз от него оторвать не могу.

Капли нектара в соцветьях дрожат.

Пчелы над клевером важно кружат.

Незабудки

Незабудки, незабудки-капли дождика как будто.

Распустились у пруда. Где цветки, а где вода?

Иван-чай

Иван-чай, иван-чай! Возле леса не скучай!

Если ты цветёшь- с утра за малиной нам пора.

Купальница.

Медовые бубенчики на солнышке качаются,

Медовые бубенчики в лучах его купаются.

Не зря цветочки эти купальницей зовут:

Пришла пора купаться, когда они цветут.

Ромашки

Налесной опушке расцвели ромашки-

Желтые макушки, белые кудряшки.

На макушках желтых капельки-росинки.

Их туман наплакал и уплыл в низинку.

Лютик

Лютик, ты не злой цветок! Насекомым даришь сок.

Щедро делишься нектаром и зовёшься лютым даром.

Колокольчик

Колокольчики-звоночки я вплету в веночек дочке.

Колокольчик-синий цвет. Шорох есть, а звону нет.

После внимательного рассмотрения цветов можно предложить детям образец рассказа о полевом цветке (колокольчике).

Колокольчик-это полевой цветок. Он цветет летом, в июне-июле. У колокольчика токий стебель, узкие длинные заостренные листочки и очень красивый цветок светло-фиолетового, тёмно-голубого или синего цвета. Цветок по форме напоминает колокол. Если колокольчик потрясти, то слышен тихий шорох.

Можно предложить детям собрать полевые цветы и сделать из них венок.

П/и по мотивам русской народной игры «Прянишна».

П\игра «Венок»

На зеленом лугу, на речном берегу мы венок сплели и играть пошли. Раз, два, три, Беги! (Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки. Вне кругапротив часовой стрелке бежит водящий с венком в руке. На слово»Беги!» водящий надевает венок одному из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с венкомна голове бежит по часовой стрелке. Побеждает тот. Кто займет освободившееся место в кругу. Проигравший становится водящим и берет в руки венок.)

Пальчиковая игра «Венок» для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Лютик-раз, клевер-два, а ромашка-это три! (дети загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждое название цветка).

Сосчитай цветы сперва (сжимают и разжимают кулачки)

И в венок их собери. (Сплетают пальцы обеих рук в замок)

Педагог может предложить детям опустить венок в воду (искусственный водоём, задать вопросы какая вода? Почему утром вода была прохладная, а днем стала теплее? (нагрелась лучами солнца).

2. Птицы

Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму ребенка.

Есть такая примета: если ласточки летают низко - значит, быть дождю. А почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые - основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми.

Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов. Самих птенчиков дети, конечно, не увидят - ведь гнезда расположены достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.

Игра для развития координации движений и фиксации положения тела в пространстве

«Чайки»

В небе чистом над рекой стая птиц кружится (двигаются по площадке, изображая полет птиц)

И под радугой-дугой на воду ложится (приседают, замирают)

Вот взлетела стая в небо, так летать хотелось мне бы. (бегут по площадке, изображая полет)

Раз, два, три, в полете замри! (на слово «замри» замирают в разных позах).

При наблюдении за повадками различных птиц следует напомнить детям деление на диких птиц (скворец, ласточка, грач, аист, кукушка, дрозд, стриж, синица, щегол, сова, и домашних птиц (петух, курица с цыплятами, утки, селезень, индюк, индюшка, гуси). Со тсаршими дошкольниками можно поиграть в дидактическую игру «Назови детёнышей» (курица-цыплёнок, индюк-индюшонок ит. д).

Обратить внимание на то, что летом птицам легче добывать корм (насекомых).

3. Насекомые

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Педагог может объяснить, что насекомое имеет тело, состоящее из 2-3 частей и 3х пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из 3 частей - голова, грудь, брюшко. На голове -пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых 1 пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют 3 пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

Какие насекомые опыляют цветы? (пчелы)

Где живут насекомые (в саду, на дереве, у водоёмов)

Как защищаться от насекомых?

Чем питаются насекомые? Как насекомые спасаются от врагов (имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость).

Какие насекомые приносят пользу? (пчела, бабочка-шелкопряд, муравьи).

Что с ними происходит осенью? (они забираются в уромные места и засыпают на зиму). Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку).Почему комаров называют вредными насекомыми? (они разносчики опасных болезней).

Педагог может организовать экскурсию на тему «Работяги-муравьи) с целью расширения представлений о лете, насекомых для подготовительной группы. Начинает с загадки

На опушке под сосной

Что за терем расписной?

Много в доме том ворот,

Входит в них честной народ,

Тащит в терем палки, ветки.

Там хранятся в яйцах детки.

А народец очень дружный.

Кто же он, сказать вам нужно. (народец-муравьи, а терем-муравейник).

Педагог предлагает подобрать слова из этой семейки-муравьи, муравейник, муравьишка, муравьиный, муравьед, др.

Рассматривают муравья с помощью лупыи составляют рассказ.

Муравей-небольшое насекомое, у него есть голова, туловище (состоит из 2 частей, 6 ног. На голове есть усики, большие глаза. Муравей живет в муравейнике. Муравейник-это верхняя часть муравьиного гнезда. То, что мы называем муравьиными яйцами, на самом деле - куколки муравьев, заключенные в коконы. Самец и самка имеют крылья. Муравьи -полезные насекомые, они уничтожают вредных насекомых, н-р, тлю.

Игра «Берегитесь, муравьи!»

От зари и до зари все в работе муравьи (дети идут по кругу, изображая, что несут на плечах груз. В центре стоит водящий)

Строят –строят общий дом, ветки тащат всемером. (меняют направление движения)

Дружно трудятся ребята, Муравейник-вот их хата (встают лицом вкруг, руки вверх в центр круга смыкают)

Только вдруг беда случится-прилетела злая птица. (передвигаются по кругу, совершая подскоки)

-- Разбегайтесь! Не зевать! Птица вас идет клевать! (эти слова произносит педагог. На слово «клевать» дети разбегаются по площадке. Водящий-птица пытается их пятнать. Они убегают в «муравейник»)

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Организация условий в летний оздоровительный период» 1. Условия функционирования групп летом:- Наличие перспективного плана по всем видам деятельности согласно возрасту детей. - Наличие родительского.

Экологическое воспитание в детском саду. Ознакомление дошкольников с природой в летний оздоровительный периодЭкологическое воспитание в детском саду. Ознакомление дошкольников с природой в летний оздоровительный период Летние прогулки дают больше возможнисти для познания природы. Очень важно,чтобы дети испытывали радость от общения с природой. Одним из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация наблюдений за живой природой, подвижных игр во время прогулок в летний оздоровительный период
Опубликовано: 9 июня 2015 в 10:59
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД