Получи документы

Организация партнерства ДОУ и семьи как условие гражданско-патриотического воспитания детей

Наталья Солодухина
Организация партнерства ДОУ и семьи как условие гражданско-патриотического воспитания детей

Аннотация. Статья раскрывает систему работы с детьми по гражданско – патриотическому воспитанию через организацию партнерства ДОУ и семьи, направленную на формирование духовно – нравственных ценностей личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

Публикация «Организация партнерства ДОУ и семьи как условие гражданско-патриотического воспитания детей» размещена в разделах

Ключевые слова: гражданско – патриотическое воспитание, педагогическое партнерство, патриотические чувства, духовно – нравственные ценности, толерантность, патриотизм.

В условиях реформирования системы дошкольного воспитания все более актуальной становится проблема становления дошкольника как личности, формирование его гражданской позиции, патриотических чувств, усвоение национальных традиций и социокультурных норм. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основные направления и механизмы развития институтов воспитания, включающие: поддержку семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования.

Одной из пробелов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд остается проблема практического отсутствия педагогического и родительского партнерства : семья – детский сад. Из-за повседневной занятости родителей, современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, не в полной мере знакомы с воинской славой своих героев-защитников, не всегда проявляют толерантность по отношению к близким людям.

Современным детям мало знакомы особенности народных традиций, а народная игра постепенно исчезает из детства. А ведь именно приобщение дошкольников к народным традициям помогает решить целый ряд педагогических и социальных проблем - воспитать здоровую, гармоничную личность, стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Только привлекая родителей в образовательный процесс можно говорить об эффективности и целесообразности реализации системы патриотического воспитания, формировании таких ценностей, как добро, милосердие, дружба, труд, семья, любовь, сотрудничество, Родина.

Семья определяет и содержание эмоционально-нравственного опыта ребенка. Чтобы, комплексно решать вопросы гражданско-патриотического воспитания, укрепить механизм педагогического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи мы разработали проект «Отчизне нашей мы верны!», направленный на вовлечение семьи в единое образовательное пространство по формированию гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Мы создали для родителей условия для осмысления, формирования и совершенствования знаний по вопросам ценности семьи и влиянии родительских воспитательных установок на развитие нравственных качеств ребенка, которые помогут ему стать в будущем гражданином и патриотом своей Родины.

Решение поставленных задач мы осуществляем через разработку методических рекомендаций, организацию клубной работы с родителями по патриотическому направлению в старших группах, проводим обучающие семинары, дни открытых дверей, совместные экскурсии, различные виды музыкально – досуговой деятельности, в инфраструктуре учреждения используем элементы музейной педагогики, «говорящие» стены, рассказывающие о подвигах и заслугах нашего народа в разные исторические периоды. Дошколятами и их родителями оформлен уголок памяти, собрана мини – библиотека славы.

Погрузить воспитанников и их родителей в военное прошлое нам помогают виртуальные экскурсии. Так как, в патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей мы транслируем опыт положительного семейного воспитания, приглашаем родителей, старшее поколение на проведение нравственно – патриотических бесед с воспитанниками. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи проводим работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.

В нашем учреждении создан этномузей «Русская горница», где дети знакомятся с историей и бытом русского народа. Рассказы педагога сопровождаются показом этнографичеких предметов. В работу по сбору культурного наследия привлекаются и родители. На площадке детского сада апробируется авторская программа «От Рождества до Покрова», предполагающая проведение праздников народного календаря: «Осенины», «Масленица», «Рождество». При активной поддержке родителей, дети принимают участие в фольклорных фестивалях и конкурсах разного уровня «Соловушка», «Солнцеворот». В рамках сетевого проекта «Мы из Наукограда!», ставшего призером Федерального научно – общественного конкурса «Восемь Жемчужин дошкольного образования – 2023» была представлена системная работа с воспитанниками и родителями по патриотическому направлению, мотивирующее участников проекта на формирование уважения и гордости за свою Малую Родину – город Бийск. Оформление медиатеки явилось своеобразным информационным центром накопленных педагогических знаний и опыта в вопросах гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений.

Необходимо помнить, что программа воспитания также является одним из средств для создания условий воспитания и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирования у воспитанников чувств патриотизма, гражданственности, укрепления института семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, воспитания уважения к старшему поколению, регулирует партнерское взаимодействие педагогического и родительского коллективов. В рамках ее реализации по патриотическому направлению педагоги МБДОУ «Детский сад № 57» проводят работу с воспитанниками по темам :

1. «Я и моя Семья», воспитание у ребенка любви к самому близкому – к родному дому и семье, как основе патриотического воспитания. Прикосновение к истории своей семьи (старшего поколения) вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.

2. «Страна моя – Россия!» Одно из целевых направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию – любовь к своей Родине. Углубляем знания о стране нашей - России, рассматриваем ее территорию на глобусе, карте. В видеороликах учим дошколят любоваться красотой ее неповторимой природы и бережливому отношению к ней. Воспитываем уважительное отношение к символам нашей страны – гербу, флагу, гимну. Формируем у детей образ национального героя – защитника государства, прививаем любовь к Отечеству. В рамках этих задач проводим серию мероприятий, в которых принимают участие родители. Это праздники «День Российского флага», «День России», «Родина моя – бескрайняя Россия», не забывая и про Малую Родину – Алтайский край – город Бийск.

3.«Наша гордость! Педагоги вовлекают детей и родителей в исследовательскую деятельность о воинах-героях, в честь которых названы улицы родного города, просмотр кадров военной кинохроники, почетных тружеников тыла, беседы с участниками военных действий, оформление фотоальбомов. Воспитывая уважительное отношение к человеку-труженику и результатам его труда, педагоги знакомят детей с различными профессиями, с трудом людей своего города, страны. Большое внимание уделяем совместной волонтерской деятельности, объясняя воспитанникам, как важно творить добро, помогать людям, нуждающимся в поддержке и заботе.

4. «Культура и история». Это тема реализуется нами через досуговую деятельность, так как позволяет полнее и глубже познакомить детей с событиями культурно - исторического прошлого и настоящего нашей Родины.

В заключении хочется отметить, что все начинается с семьи и детского сада, поэтому хочется выразить уверенность, что проводимая нами системная работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста будет хорошим ориентиром для воспитания будущего поколения детей, обладающих духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурно-историческое прошлое и настоящее нашей великой страны – России!

Библиографический список

1. Белоусова, Р. Ю. Парциальная программа духовно-нравственно воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» / Р. Ю. Белоусова, А. А. Егорова, Ю. С. Калинкина. – Москва, 2017. – 112 с.

2. Вагина, Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14). – С. 3-10. – URL : https://moluch.ru/th/1/archive/99/3429/ ( дата обращения: 23.03.2024).

3. Вохманова, Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е. В. Вохманова, М. А. Карсункина, Н. В. Максимова // Поволжский вестник науки. – 2019. – № 3 (13). – С. 60-62.

4. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель ДОУ. – 2015. – № 3. – С. 18-26.

5. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – Москва, 2007. – 128 с.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL : https://base.garant.ru/70512244/ ( дата обращения: 23.03.2024).

7. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ ( дата обращения: 23.03.2024).

8. Стратегия развития воспитания до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. – URL : https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html ( дата обращения: 23.03.2024).

Публикации по теме:

Оформление в группе центра патриотического воспитания детейОформление в группе центра патриотического воспитания детей Добрый день дорогие друзья, хочу представить вашему вниманию Оформление уголка в нашей группе – «СМЕШАРИКИ» Это уголок патриотического воспитания.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играмКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участкаКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участка Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация партнерства ДОУ и семьи как условие гражданско-патриотического воспитания детей
Опубликовано: 15 июня 2024 в 08:44
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация партнерства ДОУ и семьи как условие гражданско-патриотического воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Солодухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 октября. День бабушек и дедушек. Передвижка
Современная жизнь задает быстрый темп, родителям приходится много работать. Хорошо, когда у детей есть бабушки и дедушки, которые всегда выручают, дают мудрые советы и нередко становятся единственными, кто...
27 октября. День автомобилиста. Передвижка о транспорте

Ежегодно в последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День автомобилиста. Это профессиональный праздник всех работников автомобильного транспорта. Знакомим детей с транспортом — ведь это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД