Юлия Луцик
Организация подвижных игр в группе и на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Мы поговорим о подвижных играх.
Как средство физического воспитания подвижные игры способствуют оздоровлению ребенка, повышению защитных сил организма, укреплению нервной системы, развитию психических качеств: внимания, памяти и др.
Публикация «Организация подвижных игр в группе и на прогулке» размещена в разделах
Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.
Подвижные игры являются и одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Догонялки», «Ловишки», «Прятки» и др., выделяются так называемые организованные, подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.
Они разнообразны по своему содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В — третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При организации подвижных игр руководствуются общими педагогическими принципами:
• систематичности;
• постепенности;
• доступности;
• учета возрастного развития;
• чередования нагрузки;
• наглядности;
• индивидуальности;
• сознательности и активности.
Существуют различные классификации подвижных игр :
• по сложности (элементарные – сюжетные, к ним же относятся народные, бессюжетные, игры – забавы, сложные – элементы спортивных игр, игры - соревнования);
• по формированию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы);
• по двигательному содержанию (с ходьбой, с бегом, с лазанием, с прыжками, с метанием);
• по степени физической нагрузки (игры большой подвижности, средней и малой).
Особо можно выделить
• игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого;
• индивидуальные, одиночные подвижные игры, которые создаются, организуются и ведутся одним ребенком. В этом случае ребенок может сам определять смысл и содержание игры, временные правила для самого себя, которые может видоизменять по ходу игры, ради более эффективного достижения цели, обусловленной собственным смыслом игровых действий. Эта разновидность игры свойственна детям преимущественно младшего дошкольного возраста.
Подробнее остановимся на классификации по сложности.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Медведи и пчёлы" и др.).
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один - два ребёнка или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди; автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.
Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам. Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.
Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида («Бегите ко мне», «Догоните меня» и др.).
В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.
В сюжетных играх, дети участвуют с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.
Игры-забавы, аттракционы хоть и не являются особенно важными для физического развития, часто проводятся на развлечениях и праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях, могут включать элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели, основная масса детей является зрителями. Игры-забавы - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Спортивные игры (элементы) проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста (футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, серсо и др.).
Игры – соревнования – так же в полном объёме проводятся только в старшем возрасте. Но игры с элементами соревнования начинаются уже в младшем возрасте («Кто скорее к своему флажку», «Чьё звено скорее построится»). В средней группе уже можно проводить соревнования индивидуальные («Кто быстрее», и в конце года элементарные подгрупповые с передачей предмета.
В методике организации и проведения подвижных игр определены такие этапы:
• выбор игры;
• подготовка к проведению игры;
• проведение игры;
• подведение итогов игры.
Выбор игры зависит в основном от педагогических задач, которые ставятся перед занятием; от физической и технической подготовленности детей; от условий и места проведения игры; от наличия инвентаря и оборудования. Подбор подвижных игр зависит от общего уровня физического, умственного развития детей, их индивидуальных умений; состояния здоровья каждого ребенка, времени года. Режима дня, интересов детей.
Следует так подбирать игры, чтобы в течение года они обеспечивали разностороннюю физическую подготовку детей и закрепляли приобретенные ими двигательные умения и навыки. Для воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки, игры должны содержать задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий всех участников. Для воспитания смелости и решительности нужны игры, связанные с определенным риском, с проявлением волевых усилий.
Навыки, закрепляемые в играх, должны усложняться постепенно. Вначале следует включать в занятия простые игры, затем по мере их освоения, переходить к играм более сложным и требующим больше времени.
Подготовка к проведению игры включает в себя необходимую подготовку места, разметок, инвентаря, сбор детей на игру, создание интереса к игре.
Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель может начать играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединятся остальные. Можно взять в руки красивую игрушку (зайчика, мишку, колокольчик, привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп можно заранее договориться, в какую игру они будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
Собирать детей надо быстро (1—2 мин, потому что всякая задержка снижает интерес к игре. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2мин. Объясняя игру, педагог раскрывает последовательность действий, игровые правила и сигнал. Он указывает место положения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). Допустимо изложение правил в сказочной форме в зависимости от сюжета игр. С помощью вопросов идёт проверка, как дети поняли игру.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнований. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды выбирает детей, равных по силам.
При назначении водящих следует помнить, что выполнение обязанностей водящего оказывает на детей воспитательное воздействие. Назначать водящих можно разными способами: по желанию детей, по жребию, считалками и т. д.
Для проведения соревнований формируются равные по силам команды, состав которых можно менять, учитывая желания детей.
С целью предупреждения травматизма при использовании инвентаря и различных препятствий нужно соблюдать следующие правила безопасности:
• планировать расстановку команд, интервал между участниками и пути передвижения так, что бы полностью исключить возможность столкновений;
• на пути движения детей не должно быть посторонних предметов, о которые они могут споткнуться;
• высота препятствий для перелезания, прыжков, бега по узкой опоре, должна регулироваться с учетом подготовленности детей.
Во время проведения игры педагог руководит всем процессом игры:
• следит за выполнением правил, за судейством, если в качестве судей выступают дети, или сам выступает в качестве судьи;
• дозирует нагрузку, которая может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или достаточно высокой;
• по ходу игры по необходимости усложняет или упрощает отдельные правила, изменяет размеры площадки, количество и размеры препятствий, которые преодолевают игроки.
Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления, и снижается интерес. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условий проведения и состава играющих. Так как у играющих утомление наступает неодновременно, устающим быстро игрокам достаточно сыграть в игру один раз.
Многие игры не носят соревновательного характера, поэтому подведение итогов – это анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий участников имеет большое воспитательное значение.
Анализировать итоги игры надо после каждого повторения игрового задания, указывая на то, что привело к победе и поражению, разъясняя эффективность разумных, быстрых и точных действий. При подведении итогов следует учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. При объявлении результатов делаем краткий разбор игры. К анализу ошибок можно привлечь детей старшей и подготовительной группы, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, осмыслению действий и сознательной дисциплине. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал во время игры.
Особенности проведения подвижных игр на улице :
• не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды;
• не желательно давать игры с продолжительным бегом;
• в холодную, сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением;
• необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадке и свободное пространство;
• рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону.
Планирование подвижных игр :
• на каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера;
• подбирая игры, следует учитывать предыдущую и последующую деятельность детей;
• после подвижной игры проводится спокойная;
• общая длительность игры составляет 5-6 минут в младшей группе, 6-8 минут в средней группе, 8-10 минут в старшей и подготовительной группах;
• игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз;
• игра может повторяться 4-5 раз в течение недели.
Характеристика подвижных игр по возрастам.
В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а также игры-забавы. Детей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать. Важно научить детей действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались, и у них не пропал интерес к игре. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе.
Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, педагог выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.
К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит» и др., несюжетные игры: «Найди себе пару», «Найди свой цвет» и др.
Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
Движения детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, поначалу между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. У них успешно формируется творческая активность: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагающей ситуации. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него. Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.
В ряде игр от детей требуется умение придумывать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «Охотники и обезьяны»). Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил.
Используя метод творческих заданий, педагог постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решении двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
В подготовительной к школе группе, наряду с сюжетными и несюжетными играми, проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко использовать считалки.
В дошкольном возрасте важно использовать подвижные игры не только для совершенствования двигательных навыков ребёнка, но и для воспитания всех сторон его личности. Продуманная методика проведения игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.