Елена Москвина
Организация познавательно-исследовательской деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация познавательно – исследовательской деятельности с детьми
подготовительной к школе группе».
(Из опыта работы).
Воспитатель МБДОУ «Спасский детский сад №1»
Москвина Е. А.
«Ребёнок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не доверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.»
Я. Корчак.
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослыми.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской деятельности. Ребенок познает мир в любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?) , практикуется в установлении причинно – следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о мире.
В настоящее время есть много программ. И в каждой раздел «Ознакомление с окружающим» имеет свои формы и методы изучения.
Формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация занятий не как «урока», а как партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность (активность).
К основным признакам партнерской деятельности относится добровольное участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.
Такая форма занятий связана не только с демократизацией стиля поведения воспитателя, но и с подбором содержания : учитываются общие задачи познавательного развития, охватывается множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира.
Для занятий познавательного цикла могут выступить доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» :
1) Опыты (экспериментирование)
2) Коллекционирование
3) Путешествие по карте
4) Путешествие по «реке времени»
Первые два «типа исследования» уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности ребенка.
Всем известно, с каким азартом он разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулируют различными предметами с целью вызвать какой – либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в нее предметов (камней, вкладышей и т. д.)
«Исследования – путешествия» инициируются воспитателем, но принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.
Занятия в контексте «опыты» начинала с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования. Затем детям представлялась возможность поэкспериментировать самим. Результатом таких экспериментов было формулирование каких – либо причинно- следственных связей (если, то, потому что.)
В контексте «коллекционирование»(классификация) цель исследовательской работы заключалась в поиске оснований для группировки, систематизации какого – либо множества однородных объектов (растений, животных и т. д.) Вместе с ребятами искала черты сходства и различия между объектами. Затем материал размещали в заранее подготовлено таблице.
Для контекста «путешествие по карте»в качестве материала требовались глобус и физическая карта мира. Начиная воображаемое путешествие, обсуждали и выбирали пункт назначения («по следам доктора Айболита», подходящий для путешествия вид транспорта, намечали маршрут.
Такое путешествие – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли и т. д. в такой форме дети легко осваивали природные символы частей света, например, Австралия – кенгуру.
Для «путешествий во времени» применялась карта (использовала обои). В качестве отправного момента для всего цикла «путешествий во времени» использовала события, происходящие в повести – сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик – Так»(предварительно прочитав ее детям. В следующих «путешествиях» переходили к истории быта, транспорта. Использовала книги познавательного характера С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса», Г. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе» Организуя познавательно – исследовательскую деятельность, не следует смешивать ее с продуктивной. Если на занятиях познавательного цикла фиксировала с детьми какие – то знания в виде таблицы, то это была очень быстрая работа, не требующая значительных усилий, например, приклепляли вырезки клеящим карандашом, а не возились с кисточками и клеем.
В познавательно – исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат, хотя и выраженный предметно,- всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках – метках.
Не следует смешивать познавательно – исследовательскую деятельность и сюжетную игру. Хотя «исследования – путешествия» и протекают в условном плане, их основной девиз: узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени.