Мария Талыбова
Организация предметно-разивающей среды для мальчиков
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важный период становления личности
Дошкольный возраст – начало сознательной жизни ребенка, когда он начинает осознавать себя личностью и открывает для себя окружающий мир, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер.
В содержании Концепции дошкольного образования говорится о том, что педагогический процесс ориентирован на формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но и потребности в общении с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Организация предметно-разивающей среды для мальчиков» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Известно, что предметно- развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной) но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка,
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин
Известный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…». Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые. Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них игры-драматизации, строительно-конструктивные
Правила, обязательные при проведении игр, воспитывают у детей культуру поведения, умение договариваться с партнерами. Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие.
Задача воспитателя – состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры.
Направления работы: работа над данной темой включила в себя разделы: "Создание предметно-развивающей среды для мальчиков", "Работа с детьми" и "Работа с родителями".
«Создание предметно-развивающей среды»
С учетом гендерного воспитания мы создали в групповой комнате предметно-развивающую среду, способствующую полоролевой социализации в игровой деятельности учитывая следующие принципы:
- содержание игр для мальчиков должно соответствовать интересам и возможностям, воспитания патриотизма и подготовки их к выполнению мужских социальных ролей в обществе, с постепенным усложнением;
- педагогическое сопровождение игр стоится с учетом постепенного развития самостоятельности, формирования игровых умений и творчества ребенка;
- мобильность (предметно-развивающая среда в группе постоянно изменяется);
Необходимо обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие, расширять знания о профессиях.
Было создано разное пространство для игр мальчиков, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы сделали различение по цвету в «Копилке творческих работ» (у мальчиков – синие папки, а у девочек – красные, а также стульчиках в групповой комнате, в спортивной форме метки для девочек и мальчиков. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.
В центре социально – личностного развития предметная среда изменяется и дополняется ежеквартально.
Раздел "Я и люди"
• Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности (мужчины и женщины).
• Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка).
• Демонстрационный материал «Все профессии важны»
. Дидактические игры, по которым дети смогут связывать эмоциональные состояния с определенными действиями.
Раздел «Я и сверстники»
• Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т. д.).
• моделирование правил поведения (мальчики уступают девочкам место и т. д.)
Раздел «Я – социальное»
• Фотоальбомы; «Я и мой папа», «Папины профессии», «Счастливы вместе» (с изображениями себя и членов семьи).
. выпуск семейной газеты «Я как папа».
• В раздевалке, на шкафчиках, имена детей и родителей.
• Моделирование «Радуга настроения».
«Работа с детьми»
Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:
• развитие ребенка;
• развиваются его действия в представлении;
• происходит ориентация в отношениях между людьми;
• ребенок приобретает навыки кооперации. (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Венгер, А. П. Усова и др.).
В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
В работе с детьми запланированы и проведены различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей.
Наши рекомендации
Надеемся, что наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром:
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать;
Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции;
Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как выиграли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры;
Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям;
Интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду;
Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорять;
Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды;
Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить;
По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней;
Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм;
Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх; Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм, и игрушкам;
Советуйтесь с педагогами и психологами ДОУ при выборе игрушек для подарка ребенку, при формировании домашней игротеки.
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов:
1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре;
2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой;
3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев;
4. Проведение экскурсии по теме игры;
5. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.);
6. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций;
7. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей;
8. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки;
9. Совместная с детьми игра;
10. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения;
11. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия, после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали;
12. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д. ; обменяться впечатлениями;
13. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
Консультация для родителей
В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами. Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу.
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оста вив, скажем, Мишу наедине с соседским Петей и через 10—15 минут войдя в комнату, вы, скорее всего, застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем.
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия, и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как надо». Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной папочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Этому помогут дидактические, то есть обучающие, игры.