Елена Иванова
Организация предметно-развивающей среды для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.
Непременным условием развития математических способностей у дошкольников, является обогащенная предметно- развивающая среда.
Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группе был оформлен математический уголок «Заниматика». Организация уголка осуществлялась с активным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. В художественном оформлении уголка использовались геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, герои детской литературы. Подбор игрового материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя. Это
- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики» ,«Веселый кубик», и т. д)
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: “Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”;
- головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками» и т. д.»
- логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.)
- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур( «Матрешка», «Геометрическая мозаика» и т. д.)
- игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров», «Найди похожую»)
Все они интересны и занимательны. Особой популярностью у детей пользуются плоскостные игры геометрического характер: “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре.
По мере освоения детьми игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным материалом.
Главной задачей педагога является: стимулирование проявления самостоятельности в играх, поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм
Добиваясь самостоятельной деятельности в уголке я руководствовалась следующими правилами:
Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий.
Совместная игра с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач.
Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности.
Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт, вечеров досуга, математических развлечений
Организация в группе уголка занимательного математического материала «Заниматика» дало положительные результаты: дети научились рассуждать, обосновывать ход поисков решения задач; находить несколько вариантов решения проблемных математических ситуаций. Появилось желание занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
К началу обучения в школе сформировалось стремление достигать результата и уверенность в своих силах.