Виктория Петрова
Организация процесса полиэтнокультурного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Проблема полиэтнокультурного воспитания на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Публикация «Организация процесса полиэтнокультурного воспитания дошкольников» размещена в разделах
В законе РФ «Об образовании» говорится: «Ряд общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к регулированию отношений в сфере образования, закреплен в Федеральном законе об образовании в качестве специализированных принципов образовательного права. Это, прежде всего, касается таких норм-принципов, как запрет дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, демократизм в управлении образовательным учреждением и т. д.» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания : «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанно с социальными процессами и культурой общества.
Актуальность полиэтнокультурного воспитания у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Под основами полиэтнокультурного воспитания понимают воспитание общечеловеческих ценностей, отражающих нравственную основу поведения в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп, уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Цель:
Воспитание человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры.
Цель всех образовательных организаций - не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе. Имея в виду, что процесс образования включает в себя три составляющие: обучение, развитие, воспитание, мы рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания.
Задачами поликультурного образования являются:
• полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
• формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
• воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
• создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
• формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Для реализации задач свою работу мы проводили по следующим направлениям это работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников, организация поликультурной развивающей среды.
Организация поликультурной развивающей среды.
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально подготовленных условий, но и окружающей среды, являющейся источником его опыта и личных знаний.
Окружающая среда является не только социальной, но и этнической. Полиокультурная среда предполагает
• единство социальных и природных средств обеспечения предметно – пространственного окружения и разнообразной деятельности ребенка,
• использование произведений декоративно – прикладного искусства, макетов жилищ, создание мини – музеев народного костюма, национальной куклы, народного быта,
• расширение образовательного пространства через сотрудничество с различными социокультурными объектами (театрами, музеями, библиотеками)
• организация кружков, литературно – музыкальных гостиных, на базе которых осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Развитие полиэтнокультурной среды в нашей группе это;
• активное сотрудничество с музеем Палаты, библиотекой №8,
• создание мини–музея по декоративно – прикладному искусству Владимирского края (м. фото, уголка по патриотическому воспитанию.
• подборки книг и открыток народов (Армении, Азербайджана, Узбекистана)
• образцы национальных костюмов (дидактические пособия) народов СНГ (приложение)
• образцы костюмов по различным областям России (приложение)
• картотека игр разных народов.
• подборка книг о разных народах СНГ
• Круги Луллия
В результате создаются благоприятные условия для самореализации представителя любой культуры, обеспечивается адекватное восприятие ребенком своей национальности и формируется позитивное отношение к представителям других народностей.
Работа с детьми.
Для систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их культуре, мы используем:
• знакомство с устным народным творчеством, декоративно – прикладным искусством, народным костюмом, художественной литературой, живописью, музыкой, предметами народного быта, кухней, народными играми, национальными костюмами и народными игрушками.
• расширяем представления об истоках культурно – этнического многообразия нашей страны через организацию национальных праздников, празднование знаменательных дат в истории разных народов.
• расширяем круг общения между детьми и взрослыми – представителями разных национальностей.
Работа по полиэтнокультурному воспитанию предполагает погружение ребенка в атмосферу народного творчества, общения со взрослыми и сверстниками и самостоятельного творчества в разных сферах деятельности. В предварительную работу с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем чтение былин, сказок, с последующей беседой по содержанию и интеграцией в различные виды деятельности: театрализованные игры, разучивание народных игр, пословиц, поговорок, дидактические игры с поликультурным содержанием. Именно в фольклоре отражено все богатство культурного наследия народа, здесь, как нигде, отражаются особенности характера народа, его нравственные ценности, представления о добре, верности, трудолюбии, его самобытность. Народная культура, отраженная в фольклоре, способствует присвоению ценностей своего народа, доносит до ребенка нормы и правила повседневной жизни.
Использование устного народного творчества закладывает основы мировоззрения, лежащие в основе становления национального самосознания, оказывает огромное духовно – нравственное влияние на ребенка.
Знакомство с народными играми способствует приобретению знаний о национальных особенностях разных народов, развитию двигательной активности и умению сотрудничать друг с другом.
Одним из эффективных средств нравственного становления ребенка является художествено – эстетическое развитие, так как в основе лежит психологический механизм, связанный с сочувствием и сопереживанием людям и художественным образам. Для приобщения детей к народным традициям мы используем народные праздники (праздники Масленица, Рождество Христово, день Матери, Пасха, День народного единства) (см. фото)
Компонентом художественно – эстетического развития является изобразительная деятельность, где детям дается возможность отразить свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации, раскрыть собственные мысли и чувства, творческие замыслы. По итогам созданы выставки «Костюмы народов России»(рисование, «Милый сердцу уголок»»(рисование, «Гончары – умельцы» (лепка, «Платочек для мамы» (знакомство с элементами Мстерской вышивки).
Материальной основой самосознания является прежде всего отношение детей к родному краю, культуре, истории. Правильно организованная работа в по формированию патриотического воспитания подрастающего поколения, помогает сформировать у дошкольников чувство национальной гордости за свою страну, а также гордости от сознания своей принадлежности к тому или иному народу. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического и поликультурного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Поэтому нами проводится большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников, это:
• проектная деятельность «Живая память России», и «Мы правнуки детей войны, об этом помнить мы должны» (приложение)
• создание книги памяти о родственниках – участниках Великой Отечественной войны
• картотека аудио – рассказов детей о подвигах родственников
• ежегодные акции «Белый голубь – каждому прохожему», «Мир глазами детей» (рисование на асфальте)
• встречи воспоминаний с узницей концлагеля Угловой Н. Т.
Патриотизм как социальное явление, является базовой основой существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью и уважению к служению своей Родине.
Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме. В 2019 – 20 учебном году мы работаем по проекту посткроссинга по теме «Города России».Мы получили письма из Башкирии, Калинграда, Московской области, Татарстана, Омска и др. (фото) Посткроссинг помогает не только познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России, посредствам «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов. Проект «Посткроссинг межу детскими садами» является востребованным среди воспитанников, педагогов и родителей. Актуальность проекта очевидна - это неформальное общение между педагогами и детьми разных городов России с помощью несправедливо забытого эпистолярного жанра имеет большое познавательное и воспитательное нравственно-патриотическое значение. Надеемся, что проект будет успешно реализовываться в нашем детском саду и в дальнейшем, а к участникам присоединятся новые города и страны.
Осуществляя работу по поликультурному воспитанию, мы особое значение уделяем региональному компоненту. В группе создан уголок – музей «Декоративно- прикладное творчество умельцев Владимирского края».
Во время проведения тематической недели "Моя семья" дети знакомятся с семейными традициями, праздниками, национальными блюдами, а так же правами и обязанностями по отношению к другим членам семьи с учетом особенностей проживания в данном регионе. В течение недели приходят родители, показывают и рассказывают о домашних коллекциях. При изучении животных и птиц, мы знакомим детей с обитателями родного края.
Таким образом, целостная система позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Работа с родителями.
Для решения поставленных задач большое значение имеет отношение родителей к этнополикультурному воспитанию. Родителей необходимо привлекать в союзники педагогам, поскольку именно семья является источником обычаев и традиций, хранителем национальных ценностей, дает важный опыт взаимодействия с окружающими. В семье он учится общаться, слушать, уважать мнение других людей. Бережно относиться к родным и близким. Родители и близкие ребенка являются транслятором особенностей этнического сознания, его быта, культуры своего народа. Поэтому помощь родителей является чрезвычайно значимой для образовательного процесса и досуговой деятельности. Начальным этапом является изучение этнической принадлежности каждого ребенка группы. Организуются :
• выставки детских работ, сделанных совместно с родителями по наиболее значимым праздникам страны: «Мамочка милая, мама моя», «Родина моя», «Народная кукла».
• конкурс «Семейный альбом»
• праздник «Владимирские рожечники» с участием представителя коллектива «Владимирские рожечники».
• Экологический семинар с родителями по изучению флоры Владимирской области.
• Выставка «Кукла на ложке».
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.