«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников

Николаева Любовь Николаевна
«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников

Организация проектной деятельности

старших дошкольников по теме «Снег».

Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности, как к источнику знаний; обобщать и закреплять знания детей о снеге как агрегатном состоянии воды.

Задачи: 1. Вызвать желание больше узнать о снеге и его свойствах; активизировать речь и мышление в ходе решения проблемных ситуаций.

2. Поддержать любознательность детей, помочь открыть им свои исследовательские способности, научить делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, учить видеть её красоту.

1 этап: Постановка проблемы.

Выбор темы «Снег» начался с того, что во время прогулки в морозный день девочки решили слепить из снега торт, но у них ничего не получилось. Они подошли ко мне с вопросом, почему у них ничего не получается? Я объяснила, что в морозную погоду снег не лепится также легко кок в оттепель, но девочки не очень были удовлетворены моим ответом, поэтому я предложила им обсудить эту тему для проекта. Так эта тема была вынесена для обсуждения всем детям нашей группы. Дети с удовольствием откликнулись на предложение: как можно больше узнать о снеге и его свойствах. Мы решили собрать все полученные знания в книгу, которой по необходимости можно будет пользоваться самим и даже в дальнейшем, когда они уйдут в школу, можно будет оставить малышам, чтобы они ею пользовались, и может быть даже пополняли.

2 этап: Обсуждение проблемы.

Один из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов, которым я воспользовалась, связан с использованием, так называемой модели «трёх вопросов». Суть этой модели заключается в том, что в ходе обсуждения воспитатель задаёт детям три вопроса:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как и где найти ответы?

Сначала я инициировала обсуждение, чтобы выяснить знания детей о данном явлении природы. На данном этапе мною была проведена беседа с использованием «мозгового штурма». «Мозговой штурм» или «банк идей» - метод обучения, при котором создаётся поисковая проблемная ситуация. В начале я прочитала стихотворение Ю. Бондаренко:

Белый, чистый и пушистый первый снег.

Он сверкает серебристый, слепит всех.

Дух захватывает быстрый лыжный бег.

Как хорош пушистый, чистый белый снег.

Ну конечно превратится он в сугроб,

Серый выберет, случится, гардероб.

И на солнышке подтает, грусть берёт,

Перевоплотится, да я знаю, в хрупкий лёд.

Но весенним и весёлым ручейком,

Запоёт своим знакомым тенорком.

То уже не снег, не лёд – вода!

На земле жизнь не замирает никогда.

Далее детям была задана серия вопросов:

О каком явлении природы говорится в стихотворении? снеге).

В какое время года у нас бывает снег? (зимой, поздней осенью, ранней весной).

Из чего снег состоит? (из снежинок, из воды).

Какого цвета снег? (белый, голубой, серебристый).

Какими ещё словами мы можем сказать про снег? Какой он? (пушистый, холодный, липкий).

Что можно построить из снега? (снеговика, крепость, горку).

Как можно играть со снегом? (лепить, кататься на санках, играть в снежки).

Всегда ли получается лепить из снега? (нет).

Почему? (не знаем).

Давайте сначала запишем всё, что мы с вами уже знаем о снеге.

Итог этого этапа – составление «карты детских идей». Дети проговаривают всё что приходит на ум при назывании темы «Снег». Воспитатель или дети самостоятельно (если есть такие) на листе бумаги или на доске изображают «карту детских идей». В центре записана тема от неё исходят стрелки с записями отдельных ключевых слов сказанных детьми. Нужно записывать ответы всех детей, какими бы «глупыми» и нелогичными они не казались, рядом указывать имя ребёнка. По возможности обозначенные идеи иллюстрируются с помощью рисунков или картинок. Составляется так называемая «Паукограмма» из-за сходства с паутиной.

3 этап: Расширение представлений и обогащение знаний детей.

Детям задаётся второй вопрос: «Что мы хотим узнать о снеге. Ответы снова записываются на листе бумаги или на доске. Ответы детей определяют содержание тематического проекта. Наших детей интересовали следующие вопросы:

- Почему снег не всегда лепится? (Вика)

- Почему снег скрипит? (Даша)

- Есть ли снег на других планетах? (Рома)

- Где снега больше всего? (Алина)

- Как получаются такие красивые снежинки? (Олеся)

- Что можно построить из снега? (Даня)

Когда все дети выскажутся, я задала традиционный для тематического проекта вопрос: «Где нам найти ответы на наши вопросы?».

- В книгах.

- Задать вопросы взрослым.

- В интернете.

- Сходить на экскурсию.

- Провести эксперименты со снегом.

4 этап: Основной.

Дети вместе с родителями ищут интересующий их материал, приносят его в детский сад и делятся полученными знаниями со всеми детьми группы. А воспитатель в свою очередь разрабатывает интегрированный план образовательной деятельности детей.

Образовательная область

Образовательная деятельность воспитателя с детьми

Познание 1. Экскурсия в музей снега (СПб. пр. Космонавтов д. 14).

2. ФЭМП: счет граней снежинки, сколько снежинок упало на варежку, измерение глубины снежного покрова.

3. Опыты со снегом с зарисовкой плана опыта.

4. Формирование кругозора: отметить на карте места где снега не бывает никогда, и где он постоянно и никогда не тает.

5. Сюжетно-ролевая игра «Отдыхаем всей семьей зимой за городом».

Социально-коммуникативное развитие 1. Экологическое путешествие «Наш друг снег» включающее в себя такие части как:

а) «Снег как агрегатное состояние воды».

б) «Мой друг снег, но с ним надо обращаться аккуратно».

в) Беседа о труде дворника».

2. Викторина: «Он пушистый и искристый белый?».

Речевое развитие 1. Беседа на тему: «Зимние забавы» с сочинением рассказа из личного опыта «Как я играю со снегом».

2. Чтение и рассказывание стихов о снеге.

Физическое

развитие 1. Катание на санках.

2. Метание снега в цель.

3. Катание с горки построенной самостоятельно из снега на участке для прогулок.

Художественно-эстетическое

развитие 1. Изобразительная деятельность:

а) Раскрашивание снежинок.

б) Рисование снежинок различными приемами.

в) Сюжетное рисование: «Зимние забавы».

г) Аппликация: «Наш друг снеговик».

д) Ручной труд: оригами «Снежинка», «Снеговик».

2. Музыкальное развитие: прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему; танец «Снежинок».

Итог этого этапа – обсуждение результатов проекта со всеми детьми группы. Попросить детей вспомнить все занятия в рамках проекта. Вернуться к списку вопросов в котором дети отмечали чтобы они хотели узнать о снеге, и к «паукограмме» составленной в начале. Снова читается каждый вопрос и детям предлагается ответить на него. В ходе обсуждения выясняется нашли ли дети ответы на свои вопросы, и что еще новое они узнали, а так же пополняется «паукограмма» (все новое записывается другим цветом) или составляется заново. Дополнительно детям задаются вопросы:

- Кто узнал что-то новое для себя?

- Узнали вы что-нибудь, чего не знали раньше?

- Узнали вы о снеге что-нибудь, что вас удивило?

- Какое из занятий в проекте вам понравилось больше всего?

5 этап: Из всего материала, принесенного детьми собирается книга, туда же вкладываются зарисовки опытов детей, детские рисунки и поделки, а так -же результаты детского речетворчества (детские рассказы, загадки, сказки и т. д.)

В последствии, как правило, дети с удовольствием рассматривают совместно сделанную книгу, читают ее, решают кроссворды.

Работа с родителями: Обратиться к родителям с просьбой оказать детям помощь в подборе матерриала, рекомендовать посетить музей снега.

Детям в конце проекта дать задание рассказать родителям все новое, что они узнали о снеге.

Проект длится 2-3 недели.

Публикации по теме:

Памятка для воспитателей «Формирование познавательных процессов старших дошкольников» Памятка для воспитателей «Формирование познавательных процессов старших дошкольников» 1. Правильная организация режима дня. 2. Рациональная.

Познавательно-исследовательский проект «Волшебные превращения капельки» Паспорт проекта 1. Вид проекта: познавательно - исследовательский. 2. Продолжительность: краткосрочный (март – апрель 2014г). 3. Участники.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 4 января 2015 в 17:17
+114Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы...
БУКВА Л Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются на букву Л. 1. Рыжая плутовка из русских народных сказок. 2. Принц, который правил...
Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за листопадом»
Цели: учить детей определять осеннее признаки ; Задачи: развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к...
Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...