Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Организация работы кружка «Логика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста.
Обучение детей в кружке велось в соответствии с задачами учебной программы дошкольного образования, Методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года, перспективным и календарным планами.
Цель организации кружка :
Публикация «Организация работы кружка „Логика для дошкольников“» размещена в разделах
• стимулирование познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста;
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка;
• создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук.
В процессе работы с детьми решались следующие задачи:
• развитие мыслительных действий и операций: обобщения, классификации, анализа, синтеза, различных видов памяти, процессов запоминания;
• развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии;
• обучение владению графическими навыками, навыками работы с бумагой и пластилиновой техникой;
• развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Для решения поставленных задач с детьми проводились занятия 3 раза в неделю (2 занятия по развитию познавательных процессов, 1 занятие по развитию мелкой моторики рук). Процесс обучения проходит в игровой занимательной форме. Во время занятий максимально реализуется ситуация успеха, деятельность детей проходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Активизация детей на занятиях достигается путем отбора содержания, методов, приемов, форм организации деятельности детей :
• Практические методы предлагают специальные упражнения (в форме заданий, действий с демонстрационным материалом, в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом, сюрпризные моменты, имитационные движения, появление сказочного персонажа, соревнования;
• Игровые приемы: пальчиковая гимнастика, элементы драматизации;
• Метод предварительной ошибки ( наример: Хрюше дается задание - построить квадрат из палочек. Он строит фигуру из 3-х палочек. Дети сразу же замечают ошибку и исправляют ее. Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное);
• Словесные указания, пояснения, разъяснения,
• Развивающие дидактические игры, игровые упражнения
• Занимательная проблемная ситуация сказочного характера (например, Мальчик – с – пальчик может освобожден из темницы только при условии, если решит задачу бабы Яги,
• Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением,
• Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений,
• Вопросы к детям,
• Моделирование (модель частей суток, недели, модели геометрических фигур, объемных фигур и т. д. ,
• Наглядные методы – мультимедийные презентации, использование отрывков из мультипликационных фильмов ( например: отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» используем для поиска решения проблемы как помочь Деду Морозу не растаять? Что вы можете предложить, для решения данной проблемы);
• Контроль и оценка.
Выбранные методы и приемы позволяют детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет смены видов деятельности, форм организации воспитанников.
Организацию занятий определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, постепенность и систематичность в освоении и формировании познавательных процессов, индивидуализация темпа работы, цикличность повторения материала.
На занятиях кружка по развитию познавательных процессов использовались игровые блоки, образовательного комплекса «Учимся, играя». Занятия традиционно начинаются с «Зарядки для ума». Например:
• «На что это похоже?»
• «Эй, ребята, не зевайте, быстро-быстро отвечайте – сколько солнышек на небе? Сколько хвостов у двух котов? Сколько ушей у двух мышей? и т. п.
• Назови круглые (тяжелые, пушистые, огромные) слова» и т. п.
Занятие по развитию познавательных процессов включает:
• Развитие интеллекта и навыков общения,
• Развитие математических способностей,
• Развитие речевых навыков,
• Развитие познавательных процессов,
• Организационные и здоровьесберегающие аспекты (логоритмические игры, тематические физкультминутки, пальчиковые игры).
Использую различные типы заданий:
• «закрытые» задачи, т. е. имеющие точные решения;
• открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
• лабиринты;
• задания на поиск лишнего, недостающего, отличий;
• задания на классификацию
• на сравнение
• загадки
• Небылицы в стихотворной форме, путаницы, картинки – путаницы.
• Игры в нелепицы. Например: Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько нелепиц, ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугалась и убежала. А вы бы испугались?
• Математические сказки с заданиями. Например сказка «На рыбалке» :
Жили-были волк и лиса. Собрались они однажды на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской — больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.
Задания детям: Кто больше наловил рыбы? Почему? Сколько всего рыб наловили волк и лиса? Нарисуйте удочки лисы и волка.
Для успешной организации процесса обучения мной изготовлены развивающие логические игры «Построй башню»,
«Танграм»,
«Подбери пару»,
«Подбери пару каждой рукавичке»,
«Поиск общего»,
«Подбери к знаку».
В течение учебного года составлена картотека логических заданий «Веселая математика».
Для развития мелкой моторики рук и координации движений разработаны тематические игровые комплексы. Основу занятий по развитию мелкой моторики составили игры и задания «Тренируем пальчики», «Учимся рисовать фигуры», «Азбука письма».
В игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук включены следующие виды деятельности: массаж кистей рук (карандашом, шишками, каштанами, горохом, массажным мячиком,
пальчиковая гимнастика, логоритмические игры,
рисование пластилином,
конструирование из бумаги в технике оригами,
различные виды аппликации,
задания на развитие графических навыков,
рисование с помощью трафаретов,
работа с шаблонами и силуэтами,
вырезывание ножницами, штриховка, дорисовка,
составление изображений из счетных палочек,
работа с крупой, фасолью, горохом,
нанизывание бус и пуговиц на проволоку,
выкладывание силуэтов из круп, семян,
работа с индивидуальными прописями,
театр «Сказка на ладошке».
Большой интерес у ребят вызвали сказки на кончиках пальцев. Например: сказка на кончиках пальцев по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Жили Котик с Петушком у лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к их избушке. («Колечки».)
Утащила Петушка за высоки горы,
Утащила Петушка («Кулачки»)
В свою лисью нору. («Лучики».)
Смелый Котик в лес пошел
И нору Лисы нашел. («Колечки») Умный Котик спас дружка
Петю-Петю-Петушка. («Гребешок».)
Живут Котик с Петушком
У лесной опушки («Здравствуй».)
И теперь уже Лиса
Не ходит к их избушке. («Маятник».)
Для этого нужно выучить положение пальцев и кистей рук, необходимых для сказки.
Для успешной реализации задач по подготовке руки ребенка к письму течение года изготовлены дидактические игры по развитию моторики рук: «Из чего это сделано?»,
«Составь картинку»,
«Веселые прищепки»,
«Картинная галерея»,
«Укрась предмет».
Составлена электронная база графических игр и заданий: «Обведи по точкам», «Дорисуй картинку по образцу», «Рисование по опорным точкам», «Дорисуй вторую половину», «Рисунки по образцу», «Дорожки», «Пиктограммы», «Узоры», «Лабиринты», «Ходилки», «Копируем изображения», «Заштрихуй», картотека графических упражнений «Послушный Карандаш», схемы конструирования из бумаги оригами, составления бус, узоров из геометрических фигур.
На занятиях использовались составленные ранее картотеки тематических логоритмических и пальчиковые игр.
Работа по развитию познавательных процессов и мелкой моторики рук проходила в тесном взаимодействии с родителями. Был составлен перспективный план взаимодействия с семьей.
Цель работы с родителями : организация консультативной помощи родителям по вопросам образования детей дошкольного возраста, повышения их педагогической грамотности по проблеме развития познавательных процессов на основе развивающих игр, развития мелкой моторики рук.
В процессе работы с родителями решались следующие задачи:
1. Создать творческую площадку для формирования у родителей опыта по развитию логического мышления и математических способностей на основе занимательных игр и упражнений.
2. Наладить взаимодействие с родителями для осуществления задач развития мелкой моторики рук.
3. Создать образовательную среду, стимулирующую творческую активность ребенка в семье и в учреждении дошкольного образования.
4. Сохранить условия для непрерывного и естественного развития творческой личности.
5. Формировать представления, взгляды родителей на образование дошкольников в современных условиях.
6. Соблюдать единство в работе детского сада и семьи в целях всестороннего развития детей.
При взаимодействии с семьей использовались следующие формы сотрудничества: информационные листки, консультации, рекомендации, советы, открытые просмотры деятельности с детьми, тематические папки, выставка пособий и игр. Родители принимали активное участие в пополнении предметно-развивающей среды по развитию мелкой моторики рук детей.
Совместно с родителями собрали коллекции прописей, раскрасок, тематических трафаретов, мелких игрушек для театра «Сказка на ладошке».
Внедрена новая форма взаимодействия с семьей «Педагогическая копилка кружка «Логика для дошкольников».
В этой рубрике собрана база консультативных материалов, в которой содержатся ответы на наиболее важные вопросы по проблеме развития детей дошкольного возраста : Что такое познавательные процессы детей дошкольного возраста? Как развить руку для письма? Как развить нестандартное мышление ребенка? Как развить память у ребенка? Чем занять ребенка в дороге?
В течение периода для родителей подготовлены:
• Консультации «Ум на кончиках пальцев», «Домашний игровой уголок», «Развивающие игры на кухне»;
• рекомендации «Что читать родителям по развитию познавательных процессов у дошкольника», «Как организовать развивающие игры дома?»;
• памятки «Приемы, помогающие запоминанию», «Познавательная литература для детей»;
• советы «Влияние телепередач на развитие ребенка». «Чтобы лето было полезным для ребенка».
Данные материалы составили основу базы консультативных материалов по педагогическому просвещению родителей.
В результате работы родители приобрели знания по вопросам развития познавательных процессов и подготовки руки ребенка к письму. Изменились их взгляды на организацию образовательного процесса. Они стали союзниками, с которыми можно решать задачи следующего этапа обучения.
Итоги работы кружка «Логика для дошкольников» были представлены родителям на открытом занятии «Путешествие в сказку «Теремок» с использованием мультимедийной презентации.
Отчет о работе кружка «Логика для дошкольников» заслушан на итоговом педагогическом совете в мае.
В заключении хочу сказать, что развивая логическое мышление и моторику рук у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики (воображения, мышления, памяти, внимания, восприятия, хорошо развитая моторика – залог успешного овладения школьной программой и дальнейшего развития личности ребенка в целом.