Папки-передвижки

Организация работы по формированию экологической культуры дошкольников посредством музыкального воспитания

Ольга Константиновна Стрелкова
Организация работы по формированию экологической культуры дошкольников посредством музыкального воспитания

От красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи.

В. Сухомлинский

Экологическое воспитание детей – это формирование осознанно правильного отношения к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. Именно эту задачу можно решить, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Но осознанного отношения к природе в раннем возрасте еще не может быть. В том и состоит задача взрослых – помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений о природе.

Публикация «Организация работы по формированию экологической культуры дошкольников посредством музыкального воспитания» размещена в разделах

Музыка – это особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки состояния человека, его переживания, отношения к людям. Музыка существует не только для отдыха и развлечения, не только украшает жизнь, но и по-своему, присущими лишь ей средствами, ненавязчиво наставляет, учит жизни.

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще в древности. Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки.

Могут ли дети в возрасте двух-трех лет слушать и воспринимать классическую музыку?

Показатели физического, нервно-психического развития детей здесь разные. Маленькому ребенку тяжело осмыслить музыкальную тему. Ткань музыкального воспроизведения предельно абстрактна, невидима, но ведь она чрезвычайно чувственна! Пусть у малыша еще так мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок. Он обостренно чувствует добро и зло.

И все-таки как увлечь маленького ребенка, вызвать желание послушать музыкальное произведение, почувствовать его характер, эмоционально откликнуться на те настроения, чувства, которые в нем выражены?

Что такое красота? Природа. Что такое доброта, любовь? Природа. А это есть музыка! Через познание природных явлений можно воспитывать интерес и любовь к красивой музыке и через экологическое воспитание.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, можно построить свою работу по принципу «Что вижу, то и познаю». Помощниками здесь станут наглядные средства: деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, грибы, жучки, птицы и т. д. С детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Мы здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А это музыка. Вот она и приходит к нам в гости. С помощью красивой музыки мы учимся чувствовать именно красоту, доброту.

Свои занятия надо строить по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваем детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы встречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

Постепенно в сознании детей созревает еще один, чрезвычайно важный способ познания мира – восприятия словесной информации без наглядного его подкрепления.

Погрузить детей в разноликое пространство мира природы помогает красивая инструментальная музыка в сочетании со звуками природы. Это и пение птиц, и шум реки, и скачущая лошадка и т. д.

В зависимости от возрастных особенностей и психо-эмоционального состояния детей в каждой группе один-два раза в неделю предлагаю послушать красивую музыку (классическую, народную, современную инструментальную). Дети эмоционально откликаются на такую музыку. Радость, возгласы, улыбки, мимика, жесты, двигательная активность – все это присутствует на занятиях. Хорошо дети воспринимают и народную музыку, с теми же эмоциями.

Но все это происходит не за один день, а лишь с приобретением определенных умений и навыков. Всегда порадоваться успехам детей, когда видишь, что они реагируют и чувствуют настроение музыки. Из 10-12 детей, как правило 6-7 сидят заворожено и внимательно, сосредоточенно слушают. Чувствуется, что музыка им нравится.

Для реализации поставленных задач очень важно правильно подобрать музыкальный репертуар. Учитывая, что дети раннего возраста не в состоянии удерживать внимание длительное время, а классическая пьеса не песенка, очень внимательно прослушиваю произведение и выбираю наиболее подходящий фрагмент – по времени от полутора до трех минут, не более. Этого достаточно, чтобы удержать внимание малышей. Оценивая мелодию на свой вкус, выбираю наиболее выразительные фрагменты. Это или ярко выраженный характер, или спокойная, плавная, ласковая музыка.

Ставлю задачу – приучать детей слушать музыку систематически, но по желанию и настроению детей, организуя занимательные, наглядно оформленные встречи с музыкой. Настраиваю их восприятие к музыке. Например, будем слушать музыку, как солнышко, ласковую, а другая будет, как цветочек, красивая. Еще бывает грустная музыка, потому что лошадка заболела, другие лошадки пришли к ней, пожалели ее, и они все вместе поскакали весело гулять. Детям очень понравилось слушать музыку про лошадку (фрагмент из увертюры к опере «Легкая кавалерия» Франца фон Зуппе). Следует отметить, что дети очень легко и надолго запоминают прослушанную мелодию, узнают ее и радостно сообщают об этом. Малыши любят повторно слушать полюбившуюся им мелодию. Это говорит о том, что желание слушать музыку формируется не на бесконечном увеличении музыкальных произведений, а на постепенном и обоснованном включении пьес для слушания. Знакомый материал оживляет, поднимает настроение, создает еще более эмоциональную обстановку. И это очень важно – подключаются малоактивные, застенчивые дети, у них появляется желание участвовать, реагировать, воспринимать, улыбаться, выражать чувства.

Слушание музыки должно основываться на удовольствии, а не на навязывании. Время прослушивания, учитывая все показатели возраста, - от полутора до трех минут, больше дети не выдерживают, начинают суетиться, баловаться, отвлекаться. И здесь важен не анализ, а лишь впечатление, их чувства, эмоции.

И обязательно должна быть уверенность взрослого, ибо только яркие эмоции заражают детей, возбуждают интерес, любопытство. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый малыш постоянно видел, чувствовал мое отношение к музыке, мои симпатии к образам.

Понятие «красота» соотносимо с природными объектами и явлениями, искусством, предметами быта, человеческими отношениями. Надо делать все возможное, подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам, удивляться и радоваться вместе с ними. Заложить в детях доброе и бережное отношение к окружающему миру мы обязаны: мир огромен, прекрасен, интересен. Поэтому музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского может стать частью жизни и таких маленьких детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по формированию экологической культуры дошкольников посредством музыкального воспитания
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 07:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД