Лана Коротяева
Организация работы по краеведению с детьми подготовительной группы в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по краеведению с детьми
подготовительной группы в летний период
Любовь к Отчизне начинается с любви к Малой Родине - месту, где родился человек. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен сам хорошо его знать, продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное, так как любой край, деревня, город славны своей историей, традицией, памятниками, природой и лучшими
Публикация «Организация работы по краеведению с детьми подготовительной группы в летний период» размещена в разделах
Анализ реализации ряда программ оздоровительного летнего лагеря прошедших лет показал, что наиболее эффективной является работа, построенная в игровой форме. Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармоничного развития личности. В руках воспитателя она становится инструментом, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей, развивать инициативу, самодеятельность, создавать атмосферу свободы творческой раскрепощённости в коллективе и условия для саморазвития.
Программа «В гостях у Нян Няныча» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением природы, исторического и культурного наследия своего края. В течение смены в игровой форме проходила проектная деятельность на тему «Моя малая Родина». Под руководством педагогов воспитанники знакомились с интересным материалом о флоре и фауне родного края, о народных традициях и обычаях. Обязательным было проведение комплекса мероприятий, посвящённых Году Экологии в России.
Приоритетным направлением программы является физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая реализации основной задачи летней оздоровительной кампании. В летней лагерной смене обязательны следующие режимные моменты: «Минутки здоровья», утренние зарядки, прогулки и игры на свежем воздухе, закаливание, веселые спортивные соревнования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для полноценного отдыха, развитие творческой, социально активной, адаптивной личности, знающей историю родного края, имеющей чувство гордости за свою страну.
Задачи:
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни путем включения в различные физкультурно-спортивные и профилактические мероприятия смены;
- развивать и укреплять связи образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры;
- формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду, начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Архангельской области и Няндомского района через включение в мероприятия соответствующей направленности.
Участниками программы являются: дети в возрасте от 6 до 7 лет; педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей; родители воспитанников.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы» подразумевает наличие определенных этапов, каждый из которых несет на себе логическую, содержательную и организационную нагрузку.
На первом Подготовительном этапе (январь-май) разработана педагогическая основы программы и сюжетно-игровой модели; подготовлен методический материала на основе учета тематики; составлена необходимая документация для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т. д.);
Основной деятельностью второго организационного этапа (первые 2 дня смены) этапа является: знакомство с законами, традициями, правилами жизнедеятельности лагеря и организация медицинского осмотра детей;
В ходе третьего основного этапа проводится работа по плану лагеря : игры, праздники, состязания, тематические дни.
Заключительный этап (последние два дня смены) содержит итоговые выставки, встречи, соревнования, выступления, прощание. Здесь педагоги стремились найти добрые слова и отметить каждого ребенка, подводились итоги, дети готовят прощальные сюрпризы друг другу, воспитателю.
СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ - 1 месяц
Реализация намеченной программы спланирована по следующим направлениям:
Эколого-краеведческое направление : краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания дошкольников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.
Художественно – эстетическое направление: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Мероприятия этого блока: экскурсии, встречи, посещение библиотеки, музея, конкурсы, подготовка презентаций, стенгазет и пр.
2. Физическое и валеологическое направление реализуются через формирование потребности у детей постоянной заботы о своем здоровье; понимание сущности здорового образа жизни, организацию и проведение комплекса физкультурных и оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению организма, высокой физической и умственной работоспособности, получению необходимых микро и макроэлементов для сбалансирования питания и укрепления иммунной системы. В целях профилактики заболеваемости детей используется метод обогащения продуктов питания витаминами, применяется искусственная С-витаминизация третьего блюда.
Игровой сюжет программы
Основная идея – включение как можно большего числа участников в проводимые дела, игры, конкурсы, состязания, соревнования. Следовательно, изменение позиции ребенка – от простого зрителя до участника игры. Поэтому Программа представляет собой модель коллективных и индивидуальных творческих дел.
Лагерь становится тем местом, где будут действовать свои законы и заповеди, ориентированные на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие. Каждый ребенок может ежедневно получать северную птицу счастья за активное участие. В конце смены подводятся итоги: подсчитывается количество. По результатам итогов победители получают призы и награды.
ПЛАН – СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ
Для реализации Программы разработан тематический план, составленный на основе образовательной программы дошкольного образования образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, авторских проектов «Любимый город» и «Юный краевед», программ: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Учусь жить среди людей» Мулько И. Ф.
Тематический план программы предназначен для расширения знаний о родном городе, районе и области, его обычаях, профессиях людей и формирования на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Особенностью программы является активное использование в работе с детьми краеведческого материала. Так, например, при ознакомлении с природой, особенностями городской архитектуры большая роль отводится пешим экскурсиям по близлежащим улицам города, прогулкам - походам по маршрутам «экологических тропинок». Главные герои программы - сказочные персонажи – купец Нян и его жена Момониха (куклы созданы руками родителей, они приглашают детей к себе в дом, знакомят с особенностями крестьянского быта, совершают с детьми увлекательные путешествия в прошлое и настоящее родного города. Работа по программе проводится в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками детского сада, используемый материал включается в разные виды детской деятельности, режимные моменты.
Тематический план построен на пяти блоках, включающих в себя следующие направления:
1. В первом блоке «То ли сказка, то ли быль» проводились следующие мероприятия: интерактивная игра «В гостях у Нян Няныча», квест «Путешествие в прошлое Няндомы», пешеходная экскурсия в городской краеведческий центр «Дом Няна», конкурс «Портрет Нян Няныча». При взаимодействии с семьями воспитанников пополнен экспонатами мини-музей «Русского быта».
2. Второй блок «Няндома - тихий наш северный город…» включал в себя различные по форме и содержанию тематические дни «Няндома - пусть дома, не дворцы, не терема.», «Кто на Севере бывал», «…И по рельсам грохочут составы», «Они спасают наш город!», «Ты, моя Россия» (просмотр презентации к 80 -летию Архангельской области и г. Няндома, знакомство с выставкой «Наш Север» в районной детской библиотеке, досуг народной игры, экскурсия в станционное депо и жд музей, пожарную часть, пешеходная прогулка по историческому кварталу Няндомы, музыкально-литературная гостиная к Дню России).
3 блок «Жалобная книга природы» был посвящен экологическим проблемам Архангельской области и Няндомского района. Юные экологи участвовали в природоохранных акциях «Экологический светофор», конкурсе плакатов «Сохраним родную природу!», познакомились с Красной книгой России и Архангельской области, прошли по маршруту экологической тропинки.
В ходе мероприятий 4 блока ««Белые ночи, ясные зори» дети знакомились с творчеством няндомских художников, поэтов и писателей. Здесь большое место отводилось посещениям выставок в библиотеке и центре краеведения Дом Няна, интересно прошла встреча с поэтессой Надеждой Теплухиной.
Теме Великой Отечественной войны был посвящен день «Никто не забыт, ничто не забыто» 22 июня. С детьми сотрудниками музея проводили беседы «В нашем городе каждый четвертый не вернулся с фронта домой», просмотр презентации «Они защищали Родину», пешеходная экскурсия на пл. Памяти «Всё для фронта, всё для победы». Завершился тематический день конкурсом чтецов «Летят журавли».
Последний пятый блок «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» содержит заключительные мероприятия по подведению итогов работы лагеря.
Таким образом, реализация программы ЛОЛ и входящих в нее проектов позволило педагогам: - укрепить здоровье детей, выработать потребность в ведении здорового образа жизни.
- Развить нравственно-патриотических качества личности детей, повысить уровень осознанности, ценностного отношения к Малой Родине, развить чувства гордости за свою страну.
- улучшить психологический климат в детском коллективе, создать благоприятную, доброжелательную атмосферу, благодаря которой каждый ребенок проявил свои индивидуальные способности в различных видах деятельности: творческой, познавательной, двигательной, социальной, коммуникативной;
В работе с программой нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду - роль пассивного потребителя образовательных услуг. Родители вместе с детьми участвуют в традиционных праздниках, в совместных экскурсиях и туристических походах; в оформлении групповых фотовыставок, в конкурсах совместного творчества.