Лидия Викторовна Барыкина
Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы
Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" разработана на основе государственных стандартов дошкольного образования, главным образом рассчитана на старший дошкольный возраст. Однако дети любого возраста могут оказаться в неожиданной ситуации, как на улице, так и дома, поэтому начиная со средней группы, я провожу подготовительную работу по основам безопасности детей дошкольного возраста, с целью развития у них самостоятельности и ответственности.
Работу провожу по основным направлениям :
1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
Публикация «Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы),» размещена в разделах
3. Ребенок дома.
4. Здоровье ребенка.
5. Эмоциональное благополучие ребенка.
6. Ребенок на улицах города.
Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют в той или иной конкретной ситуации, провожу беседы, экскурсии, игры, занятия, читаю произведения.
Работая над разделом "Ребенок и другие люди", я выяснила, что большинство детей считали, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые по типу "бомжи". Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины. А молодые хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружественной улыбкой. Поэтому я считаю, что здесь целесообразно провести беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем и т. д.)
Рассматриваю типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, вот некоторые из них: Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая дать или показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
С целью закрепления правил поведения с незнакомыми людьми провожу специально подготовленные игры-драматизации, с использованием сказочных персонажей или сказки о животных с хорошим концом.
Рассматриваю и обсуждаю с детьми возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину и т. д.). Объясняю детям, как следует вести себя в подобных ситуациях, что им в первую очередь надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Прежде всего, прорабатываю такие ситуации с детьми застенчивыми, робкими, неуверенными в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие.
Обговариваю с детьми ситуации, когда ребенок должен уметь сказать "нет" другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например: пойти на стройку; разжечь костер; залезть на чердак или крышу дома; спуститься в подвал; пойти на железную дорогу и т. д.
Объясняю детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг включаю разного рода "уговоры, привлекательные обещания и т. п. " Реальные ситуации подкрепляю сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".
И, наконец, объясняю детям, что если с ними все же что-то произошло и они стали объектом насилия, не надо бояться рассказать об этом маме или воспитателю, потому что мама или воспитатель всегда помогут.
Также рассказываю детям о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы. Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.
Учу детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.).
Рассказываю детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями использую альбом с картинками. Учу детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаю, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. С целью закрепления этих правил использую настольные игры на классификацию, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок" и т. д.
Разъясняю детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
А также объясняю детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.
Провожу с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы :
1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.);
2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.).
Добиваюсь, чтобы дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом" С. Маршака, играми-драматизациями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы (ножницы в средней возрастной группе) провожу специальное обучение на занятиях по аппликации, индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, чтобы дома закрепляли полученные навыки.
Ответственность за безопасность детей в связи предметами третей группы полностью лежит на родителях и педагогах.
Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы. Объясняю детям, что они не должны ни в коем случае выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну, т. к. можно упасть.
Обговаривала с детьми ситуацию, если в доме возник пожар, прорвало водопроводную трубу, стало плохо маме или бабушке и ребенок остался один в этой экстремальной ситуации. Что делать? Звать на помощь соседей, прохожих, при наличии телефона, звонить 01; 03, для этого обыгрывали ситуацию с телефоном, закрепляли цифры, знание домашнего адреса, телефона, фамилии имя отчества, родителей.
Беседовала с детьми о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Чтобы быть здоровым, крепким, сильным, бодрым необходимо заниматься утренней гимнастикой, физической культурой, вести активный образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. Следует заботиться о своем организме, теле, для этого нужно знать, как устроено тело человека и его организм их работой. Чтобы не болеть, нужна профилактика заболеваний это разного вида закаливания, воздушные и солнечные ванны, воздушные процедуры, массаж.
Объясняла детям, что заболевшим людям с болезнью помогают бороться врачи, что врачу нужно точно объяснить, что и где болит, а для этого нужно знать свой организм свое тело (где болит ухо или живот и т. д.). Необходимо слушать советы врача, выполнять все его предписания.
Если врач назначил лекарства, то нужно их пить, не капризничать, потому что лекарства в данном случае приносят пользу организму, они борются с вредными микробами. Использовала примеры из жизни и художественных произведений (например, "Доктор Айболит").
Знакомила детей с правилами первой помощи.