Папки-передвижки

Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Лидия Викторовна Барыкина
Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы

Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" разработана на основе государственных стандартов дошкольного образования, главным образом рассчитана на старший дошкольный возраст. Однако дети любого возраста могут оказаться в неожиданной ситуации, как на улице, так и дома, поэтому начиная со средней группы, я провожу подготовительную работу по основам безопасности детей дошкольного возраста, с целью развития у них самостоятельности и ответственности.

Работу провожу по основным направлениям :

1. Ребенок и другие люди.

2. Ребенок и природа.

Публикация «Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы),» размещена в разделах

3. Ребенок дома.

4. Здоровье ребенка.

5. Эмоциональное благополучие ребенка.

6. Ребенок на улицах города.

Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют в той или иной конкретной ситуации, провожу беседы, экскурсии, игры, занятия, читаю произведения.

Работая над разделом "Ребенок и другие люди", я выяснила, что большинство детей считали, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые по типу "бомжи". Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины. А молодые хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружественной улыбкой. Поэтому я считаю, что здесь целесообразно провести беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем и т. д.)

Рассматриваю типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, вот некоторые из них: Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая дать или показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.

Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

С целью закрепления правил поведения с незнакомыми людьми провожу специально подготовленные игры-драматизации, с использованием сказочных персонажей или сказки о животных с хорошим концом.

Рассматриваю и обсуждаю с детьми возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину и т. д.). Объясняю детям, как следует вести себя в подобных ситуациях, что им в первую очередь надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Прежде всего, прорабатываю такие ситуации с детьми застенчивыми, робкими, неуверенными в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие.

Обговариваю с детьми ситуации, когда ребенок должен уметь сказать "нет" другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например: пойти на стройку; разжечь костер; залезть на чердак или крышу дома; спуститься в подвал; пойти на железную дорогу и т. д.

Объясняю детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг включаю разного рода "уговоры, привлекательные обещания и т. п. " Реальные ситуации подкрепляю сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

И, наконец, объясняю детям, что если с ними все же что-то произошло и они стали объектом насилия, не надо бояться рассказать об этом маме или воспитателю, потому что мама или воспитатель всегда помогут.

Также рассказываю детям о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы. Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Учу детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.).

Рассказываю детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями использую альбом с картинками. Учу детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаю, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. С целью закрепления этих правил использую настольные игры на классификацию, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок" и т. д.

Разъясняю детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

А также объясняю детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

Провожу с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы :

1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.);

2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.).

Добиваюсь, чтобы дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом" С. Маршака, играми-драматизациями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы (ножницы в средней возрастной группе) провожу специальное обучение на занятиях по аппликации, индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, чтобы дома закрепляли полученные навыки.

Ответственность за безопасность детей в связи предметами третей группы полностью лежит на родителях и педагогах.

Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы. Объясняю детям, что они не должны ни в коем случае выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну, т. к. можно упасть.

Обговаривала с детьми ситуацию, если в доме возник пожар, прорвало водопроводную трубу, стало плохо маме или бабушке и ребенок остался один в этой экстремальной ситуации. Что делать? Звать на помощь соседей, прохожих, при наличии телефона, звонить 01; 03, для этого обыгрывали ситуацию с телефоном, закрепляли цифры, знание домашнего адреса, телефона, фамилии имя отчества, родителей.

Беседовала с детьми о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Чтобы быть здоровым, крепким, сильным, бодрым необходимо заниматься утренней гимнастикой, физической культурой, вести активный образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. Следует заботиться о своем организме, теле, для этого нужно знать, как устроено тело человека и его организм их работой. Чтобы не болеть, нужна профилактика заболеваний это разного вида закаливания, воздушные и солнечные ванны, воздушные процедуры, массаж.

Объясняла детям, что заболевшим людям с болезнью помогают бороться врачи, что врачу нужно точно объяснить, что и где болит, а для этого нужно знать свой организм свое тело (где болит ухо или живот и т. д.). Необходимо слушать советы врача, выполнять все его предписания.

Если врач назначил лекарства, то нужно их пить, не капризничать, потому что лекарства в данном случае приносят пользу организму, они борются с вредными микробами. Использовала примеры из жизни и художественных произведений (например, "Доктор Айболит").

Знакомила детей с правилами первой помощи.

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Опубликовано: 22 мая 2012 в 11:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы).» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Викторовна Барыкина (УИ 6779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД