Папки-передвижки

Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей

В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряла своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм. Такая экологически безграмотная, расточительная, пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь все то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт все благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа.

Публикация «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей» размещена в разделах

Отсюда вывод - значение природы в жизни человека первостепенно, основополагающая- фундаментальна.

А заложить любовь к окружающейприроде, важно уже в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому необходимосвоевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из главной составляющей является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относиться к тому, что подарила ему мать-природа.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Поэтому, на плечи воспитателей дошкольных учреждений ложится огромная ответственность за экологическое воспитание подрастающего поколения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку правильное поведение в природе.

Что же означает это понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это экологические знания, практические навыки, эстетические переживания (сопереживания, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой).

Я хочу поделиться совместным с родителями опытом работы по экологическому воспитаниюдошкольников. Моя работа базируется на привлечении родителей к кружковой, проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированность родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды поселка,города и края

5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Кружковая,проектнаядеятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы, активно привлекать родителей. Расскажу о формах работы с родителями, которые я использовала при реализацииэкологического кружка «Юный эколог», а также проекты «Мой поселок –Правохеттинский», «Елочка-красавица», «Дикие животные».

Конечно же никуда не деться без традиционных методов и форм работы, таких как родительские собрания, консультации, беседы, конференции. Но и нетрадиционные формы не уступают в своей эффективности, такие как деловые игры, игры – экскурсии, различные экологические акции, домашнее задание, круглый стол, работа на участке, озеленение поселка, совместная с детьми деятельность.

При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия при работе.

Сегодня, очень немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика – все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.

На начальной стадии проектной деятельности, в работе с родителями целесообразно оформить уголок для родителей (Слайд 2, затем провести анкетирование «Экологическое воспитание детей», родительское собрание на тему «Воспитание экологической культуры у дошкольников» (Слайд 3) При этом, начав родительское собрание с проведения игры – соревнования между командами детей и родителей. Эта игра продемонстрирует знания в области экологии обеих команд, заставит задуматься родителей об уровни своей экологической культуры. Затем, после ухода детей в другую группу, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, обратить внимание на предметно- развивающую среду (Слайд4, дать оценку и подвести итог.

Основы экологического воспитания направлены на формирование бережного, ответственного, гуманного отношения к окружающей среде.

Экологическое воспитание не может на 100% зависеть от дошкольного учреждения, ведь для детей примером для подражания являются родители, которые не должны оставаться безучастными в работе по экологическому воспитанию их детей.

После такого подведения итогов большинство родителей задумаются над уровнем своей личной экологической культуры, над своими семейными ценностями, которые они закладывают в ребенке, а главное почувствуют необходимость в оказании помощи и содействия воспитателю в работе по экологическому воспитанию их детей. Так, совместно с родителями, ставятся цель, задачи и формы совместной работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством кружковой и проектной деятельности.

Дальнейшая работа с родителями выстраивается, как на традиционных, так и не традиционных формах работы.

Беседы и консультации я провожу индивидуально или по подгруппам, применяя подходящие формы общения и взаимодействия. Например, с одними родителями достаточно доступно изложить информацию, других следует сначала заинтересовать, а затем приобщать. Одни бояться открыться и задать вопрос, другие с легкостью идут на контакт. А если не выстраивать такую дифференцированную систему взаимодействия, отдача и результат будут минимальными.

Также я использую такую нетрадиционную форму работы с родителями, как круглый стол «Воспитание доброты к природе». В зависимости от технического оснащения дошкольного учреждения, педагог предварительно проводит работу с детьми. На камеру записываю рассказ детей о своих питомцах. Затем данный материал за круглым столом просматривается или прослушивается родителями. Далее делю родительский коллектив на две подгруппы для проведения дальнейших бесед. Это позволяет быстро и эффективно доказать родителям необходимость проведения работы с ребенком по воспитанию любви и трепетного отношения к животным. В конце беседы раздаю родителям памятки, консультирую тех родителей, которые затрудняются в выборе форм работы, предлагаю необходимую литературу. (При проведении круглого стола на данную тематику возможно привлечение педагога – психолога).

Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях. При этом родители привлекаются не только к проведению акций, но и активно принимают участие в их подготовке и организации. Например, в рамках работы нашего экологического кружка «Юный эколог», мы совместно с родителями организовали акции «Мое комнатное растение» (Слайд 5) и «Помощники интерьера» (Слайд 6).Родители дома вместе с детьми рисовали рисунки,составляли рассказы. А затем активно участвовали в проведении акции, после чего все остались довольны своим результатом. При проектной деятельности акции «Домик для каждой птички», «Подари книжку о животных». Также совместнос родителями мы составили Красную книгу ЯНАО: дети с родителями искали информацию о растениях, птицах, животных, занесенных в Красную книгу ЯНАО. (Слайд 7). Также наши родители активно участвовали при составлении макетов и озеленении поселка (Слайды 8, 9). Совместные экскурсии в лес, работа на огороде, игры - соревнования, домашние задания, круглые столы, совместная с детьми творческая деятельность, все эти использованные мною формы работы с родителями по формированию у дошкольников экологической культуры посредством кружковой и проектной деятельности (Слайды 10,11,12) Осветить их все в рамках данного выступления невозможно. Поэтому я решила остановиться на наиболее интересных и результативных формах работы с родителями, которыми рада была с вами поделится.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

«Работа с родителями по формированию экологической культуры у дошкольников посредством проектной деятельности» В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей
Опубликовано: 8 марта 2015 в 21:00
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД