Светлана Миклауш
Организация развивающей среды.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Организация развивающей среды
СИ. Миклауш
воспитатель второй квалификационной категории,
МДОУ детский сад № 76 «Капелька»
Введение.
День ребенка наполнен разнообразной деятельностью, каждая минута полезной занятости воспитывает его, заполняет досуг радостью.
Для успешной реализации воспитательных задач в группе должна быть хорошо подготовлена развивающая среда. Понятие «Развивающая среда» и принципы ее построения.
Публикация «Организация развивающей среды,» размещена в разделах
Среда развивающая предметная — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (С. Л. Новоселов).
Принципы построения С. р. п. - положения личностного ориентированной модели воспитания и взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми, которые нашли свое отражение в принципах: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных детей.
^Развивающая среда" выступает отправной точкой, понимается как организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.
Любая развивающая среда состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Роль воспитателя в организации образовательной среды.
Большую роль в организации образовательной среды играют взрослые. Воспитатели планируют гибкие и интересные виды игровой, трудовой и учебной деятельности, учитывая потребности каждого ребёнка, как в активной деятельности, так и в отдыхе.
Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют образовательное пространство и планируют виды деятельности с учётом индивидуального уровня развития каждого ребёнка (продумывать тематику имеющихся навыков и умений, правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом).
При создании развивающей среды необходимо учитывать тог факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Для того чтобы окружающая среда все же оставалась приемлемой для ребенка, удобной, надо дать ему возможность менять ее, вновь и вновь создавать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Итак, в среде развития, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок сзакоыпея
творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия со взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности (умеет взять на себя роль правильно применять предметы, правильно использовать оборудования труда). Центры активности.
Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ.
Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме ЦЕНТРОВ природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы ЦЕНТРЫ экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Помимо специальных занятий, дети средней группы посещают в свободное время экологическую комнату. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах.
Первый шаг в проектировании среды - определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать виды деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания, куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека, физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе содержания и видов деятельности.
Существуют центры такие, как: науки и природы, кулинарии, литературы и грамоты, математики, песка и воды, музыки, физкультуры.
В нашей группе есть различные центры такие как, центр математики, природы песка и воды, но детям очень нравится центр искусства. Виды деятельности детей.
Дети работают там с удовольствием. Им нравится пользоваться карандашами, фломастерами, нравится рисовать в блокнотиках. В средней группе ввожу новое, предлагаю рисование печатками из ластика, свеча + акварель, делать оттиск мятой бумагой. Еще детям нравится наклеивать разноцветные лоскутки тряпочек на бумагу, делать узор из них, украшать различные силуэты бусинками. Детям очень нравится рисовать перышками. Свободная активность детей создает необходимый базис для познавательной
4
мотивации и организации. Еще в нашей группе имеется уголок творчества. где я вывешиваю наиболее получившиеся работы по творческой деятельности. Детям очень нравиться, что их работы остаются замеченными и остальные дети пытаются равняться на них и прилагают еще больше сил, чтобы достичь таких же результатов. Задачи воспитателя.
Моя задача организовать работу так, чтобы раскрывались потенциально - творческие способности каждого ребенка. Они заключаются в том, что я поощряю и учитываю детскую инициативу. Обеспечиваю условия для деятельности, чтобы дети при желании могли продолжать самостоятельно черпать свой интерес. Поддерживаю и помогаю детям при их просьбах. При необходимости помогаю войти в группу сверстников обнаруживающему явное стремление к контактам.
Вывод : Я считаю, что нужно не останавливаться на одном центре активности и привлекать детей к другим центрам, находящимся в группе, создавая соответствующие условия.
Проблемы: Они заключаются в том, что я мало хожу на курсы по данной теме, мало читаем соответствующей литературы, мало привлекаю родителей к центрам активности в группе, но я буду больше уделять время данной теме, а на сегодняшний день использую частично.
Предложения: Предлагаю проводить больше круглых столов по данной теме, больше предлагать консультации родителям, посещать городские курсы.
3