Елена Патрушева
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день : в первую половину дня - до обеда и во вторую половину –дня перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 20° С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 3 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Публикация «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении» размещена в разделах
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 10 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
1.3 Режим дня раннего возраста
Время игр – занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2 игр – занятий в день не более 10 минут).
Режим дня составлен с расчетом на 10.00 часового пребывания детей в детском саду.
1. Прием детей 7.00 – 7.55
2. Утренняя гимнастика 7.55 – 8.00
3. Подготовка к завтраку. Завтрак 8.00– 8.30
4. Самостоятельная деятельность 8.30 – 8.50
5. Подготовка и проведение игры- занятия 1 (по подгруппам)
I подгруппа
II подгруппа 8.50 – 9.00
9.05 – 9.15
6. Подготовка и проведение игры- занятия 1 (по подгруппам)
I подгруппа
II подгруппа 9.25 – 9.35
9.40 – 9.50
7. Подготовка к прогулке.
Прогулка 9.50 – 10.50
8. Возвращение с прогулки 10.50 – 11.10
9. Подготовка к обеду. Обед 11.10 – 12.00
10. Подготовка ко сну. Сон 12.00 – 15.00
11. Постепенный подъем 15.00 – 15.25
12. Самостоятельная деятельность 15.25 – 16.00
13. Подготовка к полднику. Полдник 16.00 – 16.30
14. Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой 16.30 – 17.30
Режим и режимные процессы
- На период адаптации придерживаться в группе щадящего режима (уменьшение количества пищи непривычной для детей, постепенное увеличение детей участвующих в режимных процессах)
- При проведении режимных процессов учитывать тип высшей нервной деятельности ребенка (брать сначала «медлительных», затем «быстрых»)
- Следить за температурой воздуха в помещении, соблюдать режим проветривания
- На прогулке ежедневно проводить подвижные игры, при организации самостоятельной деятельности детей следить за их двигательной активностью
- Проводить после дневного сна бодрящую гимнастику, используя «тропу здоровья»
- Формировать во время проведения режимных процессов культурно-гигиенические навыки
Игры - занятия
- Во время адаптации заниматься с детьми индивидуально, вести за детьми наблюдения
- После адаптационного периода заниматься с детьми в малых группах (2-3 ребенка, постепенно увеличивая количество детей до подгруппы
- В течение недели проводить 10 занятий, по 2 занятия в день по подгруппам, продолжительностью 8-10 минут
- Приучать детей на занятиях слушать, следить за тем, что делает и показывает воспитатель, подражать его словам и действиям, выполнять его задания
- Воспитывать у детей положительное отношение к занятиям
- В работе с детьми использовать все методы и приемы обучения, отдавать предпочтения наглядному методу с поэтапном словесным объяснением.
- Уделять особое значение развитию речи детей, формировать и расширять активный и пассивный словарь детей. В число занятий по развитию речи включать чтение потешек, стихотворений и рассказов. При этом решать задачу положительного эмоционального настроя детей, развития у них слухового внимания
- В играх-занятиях с дидактическими и строительными материалами, предметами-орудиями на 1 этапе ставить задачи моторного характера, в дальнейшем, на 2 этапе, включать задачи сенсорного и конструктивного характера
- Для сенсорного развития детей предоставить детям в игровых уголках игрушки разных качеств, необходимого количества: большие и маленькие, твердые и мягкие, пушистые и гладкие и т. д.
Самостоятельная игровая деятельность
- В руководстве самостоятельной игровой деятельности детей закреплять знания, умения и навыки, полученные на занятиях
- Следить за тем, чтобы с каждой игрушкой ребенок выполнял характерные для нее целевые действия, доводил их до результата. В дальнейшем добиваться переноса усвоенных детьми действий с одной игрушки на другую
- При играх детей создавать условия для хорошего настроения детей. Воспитывать положительные формы и общения друг с другом, игры «рядом», затем игры «вместе», учить детей старше 1,5 года согласовывать свои действия друг с другом
- Приемы руководства самостоятельной игровой деятельностью детей
- развернутые игровые ситуации
- оставлять дидактические материалы после занятия
- попросить ребенка назвать предмет
- показать его части, детали
- объяснить детям признаки, качества, назначение предмета
- предлагать задания, выполняя которые ребенок должен высказаться, попросить
- следить за сменой деятельности детей, их передвижением по игровым уголкам
Работа с родителями:
Формы работы с родителями
- родительские собрания
- консультации
- педагогический материал в родительском уголке и папках-передвижках
- индивидуальные беседы
- приглашение родителей на занятия (в конце учебного года)
- занятия – практикум
Темы родительских собраний
- Организационное. Адаптация детей. Особенности психического и физического развития детей 2-го года жизни
- Развитие речи детей 2-го года жизни. Обсуждение материала
- Этапы формирования игровой деятельности у детей раннего возраста
Темы консультаций
- Причины трудной адаптации детей к детскому саду.
- Как мы играем с детьми, обзор игрушек для детей 2-го года жизни
- Сенсорное развитие ребенка, развивающие игры
- Развитие движений
- Возраст строптивости. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя»
Информационный блок
- Питание детей в выходной день
- Закаливание
- Формирование культурно-гигиенических навыков
- Подвижные игры с детьми
- Развитие музыкальных способностей у детей
- Истоки изобразительной деятельности
- Книжный уголок дома
- Пальчиковые игры
- Игры на развитие дыхания
- Детские тревоги, их истоки
1.4 Перечень основных игр – занятий
Виды игр-занятий
Количество
Расширение ориентировки в окружающем 2
Развитие речи 1
Развитие движений 2
Со строительным материалом 1
С дидактическим материалом 2
Музыкальное развитие 2
Общее количество игр – занятий
10
По действующему СанПиН для детей от 1-2 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (СанПиН 2.4.12660-10).
1.5 Непосредственная образовательная деятельность
(игра - занятие по подгруппам)
Дни недели Игра - занятие
1 подгруппа 8.50-9.00 1 подгруппа 9.25-9.35
2 подгруппа 9.05-9.15 2 подгруппа 9.40-9.50
Понедельник Занятие со строительным материалом Развитие движений
Вторник Музыкальное занятие Занятие с дидактическим материалом
Среда Развитие речи Расширение ориентировки в окружающем
Четверг Музыкальное занятие Занятие с дидактическим материалом
Пятница Расширение ориентировки в окружающем Развитие движений
Недельная нагрузка 1 час 30 минут
2. Комплексно тематическое планирование
Сентябрь месяц
1. Подготовительный период
Знакомство с мамой и ребенком, посещение детского сада мамы с ребенком. Выяснить у родителей
а) общие вопросы: семья, жилищно-бытовые условия, температура воздуха дома, заболеваемость, питание.
б) Особенности поведения, привычки, эффективные приемы воздействия, сон ребенка, сформированность умений.
Дать мамам рекомендации по режиму дня, питанию, одежде в детском саду.
Договориться с родителями, что и на какой срок мы сохраняем из домашнего быта и как постепенно переводим малыша к режиму детского сада.
2. Период кратковременного пребывания ребенка в детском саду.
Приемы:
- Индивидуальный подход
- Приход в детский сад после завтрака или на прогулку (вместе с мамой)
- Обращение к ребенку должно быть позитивным, по имени, на близком расстоянии
- При проведении режимных процессов соблюдать прием постепенности и последовательности
- В группе запрещаемого должно быть меньше дозволенного
- Соблюдать воспитательные приемы при отрицательном поведении детей : отвлечение, убеждение и прямое обучение, установка на успех, похвала
3. Период окончания острой фазы адаптации
Показатели:
- настроение бодрое или спокойное
- аппетит
- адекватное поведение ребенка, т. е. все сдвиги, уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам
- сон – спокойный и достаточно продолжительный