МААМ-картинки

Организация трудового воспитания в детском саду

Манохина Светлана
Организация трудового воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Содержание трудового воспитания многообразно. Основой всей системы трудового воспитания является общественно-полезный труд воспитанников, под которым понимается посильная целесообразная трудовая деятельность на общую пользу, осуществляемая в форме непосредственного активного участия детей. Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовным. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье. Еще можно сказать, что труд это проявление заботы людей друг о друге. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути ее достижения, получить результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Публикация «Организация трудового воспитания в детском саду» размещена в разделах

Трудовое воспитание включает в себя такие виды труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, труд взрослых и рукотворный труд. В свою очередь хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе могут предусматривать не только индивидуальную, но и коллективную работу.

Самообслуживание. Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Хозяйственно-бытовой труд. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Труд детей в природе. Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему, происходит умственное и сенсорное развитие детей. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Любить природу – это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому.

Ручной труд. Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда орудиям.

Труд взрослых и рукотворный труд. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. У детей особенно возрастает интерес к труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Взаимодействие с семьей. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении.

В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений.

Уровень овладения ребенком трудовых навыков связан с развитием его самостоятельности, активности, ответственности. Важно не затормозить эти тенденции, а создать условия для их поддержки и развития с помощью ведущей деятельности дошкольников – игры.

Перспективный план по трудовому воспитанию во второй младшей группе.

Тема: Название игры/игровой ситуации Цель игры/игровой ситуации Период

«Мы учимся одеваться» «Как мишки учились одеваться»

«Кукла Аня собирается в гости и переодевается» 1) Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания;

2) Прямое обучение одеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя;

3) Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды (мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и. т. д»

Первая половина сентября

«Доброе утро, расческа» «Волшебное зеркало»

«Сделаем куклам разные прически» 1) Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;

2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;

3) Приучать детей следить за своим внешним видом.

Вторая половина сентября

«Умывалочка» «Мыльные перчатки»

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки!» 1) Формировать умения самостоятельно пользоваться мылом;

2) Учить намыливать руки мылом и тщательно помыть руки теплой водой;

3) Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук);

4) Приучать самостоятельно, закатывать рукава перед мытьем.

Первая половина октября

«Я учусь одеваться самостоятельно» «Как Маша училась вешать вещи на стульчики» 1) развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку раздевания;

2) учить вешать вещи на спинку стульчика;

3) формировать бережное отношение к своим вещам;

4) формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя.

Вторая половина октября

«Мы-помощники» «Как мы умеем помогать помощнику воспитателя»

«Вымоем посуду»

«Поможем протереть стульчики» 1) Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду);

2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

3) Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю и няни накрывать на стол к завтраку, обеду и ужину.

Первая половина ноября

«Золотая осень» «Золотая осень»

«Собирем листочки Мишке» 1) учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды;

2) воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

3) привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

Вторая половина ноября

«Быть здоровыми хотим» «Носовые платочки – наши дружочки»

«Правила гигиены» 1) продолжать учить детей пользоваться носовым платком;

2) формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя;

3) воспитать у детей поддерживать чистоту и порядок внешнего вида.

Первая половина декабря

«Веселые шнурочки»

«Вот какие мы молодцы»

«Шнуровка»

«Найди пару» 1) учить детей одевать и шнуровать обувь;

2) закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии»;

3) закреплять навыки самообслуживания при одеваний.

Вторая половина декабря

«Мы умеем аккуратно есть» «Как кукла Маша обедала»

«Накроем стол для кукол» 1) поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно;

2) учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу;

3) учить по напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.

Первая половина января

«Зимушка-зима» «Снежинки-снежинки, седые пушинки летят и летят!»

1) приучать на участке, помогать взрослым, убирать снег;

2) воспитывать уважение к труду взрослых;

3) воспитывать желание оказывать помощь воспитателю.

Вторая половина января

«Наши шкафчики» «Что твориться в шкафчиках»

«Все мы делаем по порядку»

1) формировать у детей бережное отношение к вещам;

2) закрепить умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его;

3) аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

Первая половина февраля

«Поможем друг другу раздеться после прогулки» «Как мы раздеваемся после прогулки»

«Учим Мишку складывать вещи в шкафу» 1) развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку раздевания;

2) прямое обучение раздеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя;

3) активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды: шапка, куртка, штаны, шарф, кофта и т. д.

Вторая половина февраля

«Мамины помощники» «Мамины помощники»

«Накроем маме стол»

1) Учить помогать мамам дома убирать, вытирать пыль;

2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

3) Воспитывать желание оказывать помощь родителям.

Первая половина марта

«Чистота- залог здоровья» «Где наши полотенчики?»

«Да здравствует мыло…»

1) формировать у малышей навыка самообслуживания себя во время умывания;

2) учить находить свои полотенца;

3) закрепит умения вытирать руки насухо после умывания.

Вторая половина марта

«Путешествие в страну цветов» «Комнатные растения»

«Мытье комнатного растения» 1) наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, оказание помощи в поливе, опрыскивании растений водой;

2) приучать в помещении помогать взрослым ухаживать за растениями;

3) познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки.

Первая половина апреля

«Наши игрушки» «Как игрушки убежали от Милаши»

«Угадайте, что я делаю!» 1) учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка;

2) приучать детей убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними;

3) воспитание интереса к труду взрослых;

Вторая половина апреля

«Профессии» «Профессия повар» 1) формировать положительное отношение к труду взрослых;

2) развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;

3) расширять представления детей о разных профессиях.

Первая половина мая

«Наш огород» «Сажаем репку»

1) Учить сажать семена репки, ухаживать за ними; продолжать учить, понимать содержание произведения; познакомить с новым овощем – репкой;

2) Закрепить знания о внешнем виде овощей (помидора, огурца, моркови, капусты и лука)

3) Развивать эмоциональность ребенка, воспитывать интерес к сказке.

4) Продолжать развивать у детей желание трудиться. 5) Проявлять в работе старание аккуратность, наблюдательность, эстетическую активность

Вторая половина мая

Перспективный план по трудовому воспитанию в средней группе.

Тема: Название игры/игровой ситуации Цель игры/игровой ситуации Период

«Чистота-залог здоровья» «Научи Машу умываться» 1) Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;

2) Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки мылом перед едой, по мере загрязнения. Первая половина сентября

«Мы учимся одеваться» «Как мы одеваемся»

«Правильно- неправильно»

«Волшебная дорожка» 1) Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться;

2) Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок Вторая половина сентября

«Профессии» «Звонок в ателье»

«Одень куклу» 1) Формировать знания о работниках ателье;

2) Развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.

3) Расширять детские представления о многообразии профессий.

4) Способствовать умению участвовать в коллективной игре. Первая половина октября

«Комнатные растения «Польем цветы»

«Цветы» 1) Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями;

2) Учить выполнять обязанности дежурного по уголку природы.

3) Научить правильно поливать цветы. Вторая половина октября

«Мы дежурные»

«Фея трудолюбия»

«Сервировка стола»

«Стирка»

1) Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения;

2) Воспитывать культуру трудовой деятельности

3) Продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных;

4) Прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.

Первая половина ноября

«Книга – мой друг» «Ремонт книг» 1) Учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам;

2) Развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами;

3) Воспитывать бережное отношение к книге. Вторая половина ноября

«Учимся мыть посуду» «Научим Почемучку мыть посуду»

«Моем посуду» 1) игрушечную посуду, Учить детей мыть правильно организуя и осуществляя трудовой процесс.

2) Формировать специальные трудовые умения : наливать воду, используя ковш; намыливать губку; оттирать губкой грязь; споласкивать; ставить сушиться на поднос.

3) Воспитывать желание овладеть трудовым процессом, умение добиваться промежуточных и итоговых результатов, формировать навыки самоконтроля. Первая половина декабря

«Зимушка, зима» «Снег – снежок»

«Снежок- мой дружок» 1) Привлекать детей к посильному труду в природе, к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.

2) Развивать трудовые умения и навыки;

3) Упражнять в метании в цель снежки, сделанные своими ребятами руками. Вторая половина декабря

«Что мы знаем о профессиях» «Водитель» 1)Закрепление знаний и умений о труде водителя, на основе которых дети смогут развивать сюжетную, творческую игру;

2) формирование положительных взаимоотношений между детьми;

3) воспитание уважения к труду водителя. Первая половина января

«Наш огород» «Вырастим лук»

«Посади» 1) Привлекать детей к посадке зелени;

2) Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование.

3) Расширять представления детей об условиях необходимых для роста и развития. Вторая половина января

«День защитников Отечества» «Летчики»

«Самолет» 1) Закрепление представлений детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме;

2) Развитие интереса в игре.

3) Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

4) Воспитание у детей уважения к труду летчика. Первая половина февраля

«Мамины помощники» «Мы помощники»

«Кому, что нужно для работы»

«Приведем в порядок» 1) Закреплять названия различных профессий и определять предметы необходимые для работы (учитель, повар, врач, парикмахер, пожарный, доктор, знать какую пользу они приносят людям.

2) Приучать детей к домашнему труду (мыть посуду, убирать мусор, пылесосить, накрывать на стол).

3) Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение. Вторая половина февраля

«Весна- красна» «Посев семян»

«Мы сажаем семена» 1) Дать знания о том, что цветы выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы;

2) Прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду;

3) Закрепить знания об условиях роста растений;

4) Закрепить навыки последовательности посева цветов, используя схему. Первая половина марта

«Доброе утро, расческа…» «Волшебное зеркало» 1) Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;

2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;

3) Приучать детей следить за своим внешним видом. Вторая половина марта

«Да здравствует мыло душистое» «Стирка кукольного белья» 1) Учить трудиться сообща в определенной последовательности (сортировать белье на цветное и белое; тщательно намыливать белье и тереть между рук; тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать)

2) Формировать навыки работы с водой (стирка белья);

3) Воспитывать аккуратность и взаимовыручку;

Начатое доводить до конца. Первая половина апреля

«Кто опрятен – тот приятен» 1) Формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене.

2) Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей;

3) Учить правилам знакомства. Вторая половина апреля

«Мы ребята- поварята» «Веселые поварята» 1) Познакомить детей с трудом повара – кондитера, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой необходимыми для работы.

2) Воспитывать интерес к трудовой деятельности повара- кондитера.

3) Расширить кругозор и словарный запас детей. Первая половина мая

«Учимся чистоте и аккуратности» «Аккуратность никогда не помешает»

«Подбери правильно предметы» 1) Учить детей одевать и шнуровать обувь;

2) Закреплять умение застегивать застежки, липучки,

«молнии»;

3) Закреплять навыки самообслуживания при одевании.

Вторая половина мая

Публикации по теме:

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду»Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду» Фотоотчёт"Неделя патриотического воспитания в детском саду" Любовь Майорова Вторая младшая группа «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Организация экскурсии в детском садуОрганизация экскурсии в детском саду При организации экскурсии большое внимание уделяется экологической направленности содержания и исследовательской направленности деятельности.

План проведения Недели трудового воспитанияПлан проведения Недели трудового воспитания 13.02 13.00 Открытие недели трудового воспитания. Общешкольное мероприятие. - Устное народное творчество «Мир пословиц и поговорок,.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация трудового воспитания в детском саду
Опубликовано: 15 октября 2021 в 07:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация трудового воспитания в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Манохина Светлана (УИ 2576736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД