Лучший педагог года

Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору (12 фото)

Ольга Качалка
Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору

Декоративно-прикладное искусство и фольклор имеют огромное воспитательное значение в развитии личности ребёнка, так как знакомство детей с декоративно-прикладным искусством и фольклором осуществляется через все виды детской деятельности. Например, для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковским, филимоновским, богородским, матрёшкам, придумывать сказки.

Публикация «Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору» размещена в разделах

Изделия народных мастеров помогают воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальной деятельностью.

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства имеет свои особенности бытования и восприятия, поэтому организация творческой деятельности детей требует заранее своей подготовки, в рамках которой происходит знакомство с видами декоративного искусства и с образным языком, а самое главное – со смыслом и символами декоративно-прикладного искусства.

Поэтому нами апробирован цикл занятий по восприятию предметов прикладного искусства. С методикой проведения одного из них мы вас познакомим.

Итак, вашему вниманию представляется занятие «У самовара…»,

целью

которого является знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством, а также продолжение знакомства с жанровой живописью, портретом, натюрмортом.

Задачи:

- На примере разных жанров и видов искусства показать особенности некоторых национальных традиций (встречи гостей, праздников, застольных обычаев, украшения пространства жилища, сервировки стола) и выразительность создаваемых художниками и народными умельцами образов.

- Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.

- Поощрять отражение впечатлений, переживаний, ассоциаций в продуктивных видах деятельности, игре, речевом творчестве.

- Активизировать использование слов и словосочетаний: традиции, встреча гостей, сервировка стола, убранство дома.

Зрительный ряд

к занятию представляет собой фотофрагменты, изображающие разные виды и жанры изобразительного искусства : натюрморт, портрет, жанровая картина, роспись на посуде.

В течение двух недель ведётся подготовка к занятию. В первую очередь, это совместная работа с родителями по организации выставки, на которой представлены репродукции картин по теме занятия, а также предметы быта, исполненные в определённом виде декоративно-прикладного искусства (например, хохлома).

Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору

В начале занятия сообщается детям, что их пригласили на чай, уточняется, что на Руси всегда были рады гостям: накрывали на стол, готовили изысканные угощения, празднично одевались.

Дети приветствуют друг друга, по очереди принимая роли хозяина, хозяйки и гостей.

Фото №1 Например для развития речи изделия

В процессе рассматривания картины С. Ю. Жуковского «Пасхальный натюрморт», используется метод «Акцентирования деталей» : что изображено на картине, как расположены предметы, какие они по форме, цвету, где и когда можно наблюдать подобное.

Фото №2 Народная культура фольклор народных промыслов дают богатый материал можно составлять описательные рассказы по игрушкам дымковским филимоновским богородским матрёшкам придумывать сказки

При рассматривании картины Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем» предлагаем детям описать героиню произведения, придумать, о чём она может думать, какой вкус у чая, арбуза, яблок и фруктов.

С помощью игры «Говорящие детали» обращаем внимание на других «героев» произведения. Например самовар и кошка, находим детали, похожие по цвету (головной убор, расписные ворота, купола храма, небо; или яблоки, арбуз, блики на балясинах).

Фото №3 Художники веками наблюдали мир животных красоту птиц разнообразие растений видели и чувствовали гармонию природы

Картина-загадка К. А. Коровина «Чаепитие на веранде» заставляет задуматься о том, к какому жанру относится эта картина. Повторяем жанр «портрет» и добавляем, что это жанровая картина

Рассматривая эту картину, используем игровой метод «Подбери слово», направленный на развитие синестезии, то есть просим детей выбрать из предложенных эпитетов одно слово. Например, какая это картина: просторная или тесная? (Просторная, так как много пространства, воздуха, света.)

Фото №4 В узорах декоративных росписей характерных для различных народных промыслов соблюдается определённый ритм симметрия счётность в исполнении орнамента

Рассматривая предметы народных промыслов с целью обогащения восприятия произведений, уточнятся, что убранству стола всегда придавалось большое значение, на экране – все слайды, обращаем внимание, что стол должен быть красиво «наряжен». Для этого яркими узорами украшалась скатерть, расписывалась посуда.

Фото №5 Это дает материал для развития элементарных математических представлений Фото №6 Русское народное декоративно прикладное искусство тесно связано с фольклором обычаями и обрядами народными праздниками народной музыкой

В ходе занятия используются элементы хореографии и театрализации для формирования опыта образного восприятия, например, танец «Пых-пых, самовар» (муз. Давида Тухманова, сл. Юрия Энтина).

Фото №7 Следовательно ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальной деятельностью

В процессе театрализованной игры «Гости у праздничного стола» используем «Чайные частушки» :

Самовар блестит кипя,

И чаёк в нём пенится,

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице! и др.

Фото №8 Поэтому нами апробирован цикл занятий по восприятию предметов прикладного искусства

Приглашаем родителей «побывать» гостями, дети накрывают на стол, вспоминают пословицы и поговорки о самоваре:

«Приходите к чаю, пирогами угощаю»

«Чай пить – по душам говорить»

«Чай крепче, если он с добрым другом разделён»

По окончании занятия вспоминаем, какие традиции чаепития им запомнились, понравились, как эти традиции передавали художники.

Фото №9 С методикой проведения одного из них мы вас познакомим

Ну, а самые яркие впечатления дети отразили в изобразительной деятельности.

Фото №10 Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям Фото №11 Поощрять отражение впечатлений переживаний ассоциаций в продуктивных видах деятельности игре речевом творчестве
Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация творческой деятельности детей по декоративно-прикладному искусству и фольклору
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 14:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД