Зарубина Нина
Организация воспитательно-образовательной работы для детей с нарушениями речи в группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время ни для кого не является открытием тот факт, что очень большой процент детей, посещающих детский сад, имеют те или иные нарушения речи. Наш детский сад также не является исключением. Поскольку наше учреждение является дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида, у нас функционирует две логопедические группы, работает два учителя-логопеда. До этого возраста они посещают группы общеразвивающей направленности. Из-за ограниченного количества мест в логопедических группах очень часто случается такое, что не все дети с речевыми нарушениями могут попасть туда. Кроме того на места в группах общеразвивающей направленности, после перевода части детей в логопедическую группу приходят дети из общей очереди, также с речевыми нарушениями. Поэтому при организации воспитательно-образовательного процесса нам просто необходимо учитывать это обстоятельство.
Публикация «Организация воспитательно-образовательной работы для детей с нарушениями речи в группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
Прежде чем начать строить свою работу обязательно проводится мониторинг детского развития уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям и уровня развития интегративных качеств (Автор-составитель Н. В. Верещагина, 2011 г.). Анализируя результаты мониторинга, мы пришли к выводу, что почти всегда у детей, имеющих речевые проблемы «западают» и другие образовательные области и интегративные качества. Далее опираясь на данные мониторинга мы, начинаем планирование нашей работы. Разумеется, фронтальный способ организации совместной образовательной деятельности не является основным, больше используется работа в подгруппах или индивидуальная работа. Подгруппы детей у нас не сформированы раз и навсегда, они могут менять в зависимости от обстоятельств. Значительное место в нашей работе занимает педагогическая импровизация. Не всегда удаётся воплотить в жизнь все планы, но мы не видим в этом ничего страшного. После проведения мониторинга в начале года мы составляем для собственного пользования небольшую сводную таблицу, куда заносим данные у кого какие трудности возникают. Это необходимо для планирования индивидуальной работы со всеми детьми, а в особенности с детьми с нарушениями речи.
Воспитательно-образовательная работа планируется нами по модели пятиступенчатой интеграции (Д. И. Воробьёва, 2003 г.). Эта модель понравилась нам тем, что помогает в формировании у детей целостной картины мира, позволяет увидеть мир во всём его многообразии и во всех его взаимосвязях. Все изучаемые нами темы связаны между собой, следующая вытекает из предыдущей. Одной из особенностей этой методики является отсутствие прямого показа как метода во всех видах совместной деятельности. Он заменяется методами «Сенсорного обследования», «Опосредованного показа», что подразумевает постоянный активный диалог с детьми и обеспечивает речевую практику не только по линии «воспитатель - ребёнок», но и по линии «ребёнок – ребёнок».
На первой ступени «Увидеть в реальной жизни» мы используем наблюдение, как метод активизации речевой деятельности. Обязательно даём высказаться детям, вначале чистоговорщим, а затем детям с речевыми нарушениями. Побуждаем их к обмену впечатлениями, поставив, какую-либо проблему, либо разыграв игровую ситуацию.
На второй ступени «Увидеть в изображении» мы стараемся использовать только репродукции с произведений художников высокого качества или фотографии (при невозможности достать репродукции картин по теме). Очень эффективно для координации речи и движений использование метода «Вхождения в картину».
На третьей ступени «Услышать» используем слушание различных звуков (явление природы, звери и птицы, транспорт и т. д., художественное слово, музыкальные произведения. Это способствует развитию и активизации фонетического и фонематического слуха детей. Нами собрана картотека литературного материала (стихов, загадок, пословиц, поговорок т. д.) по лексическим темам.
На четвёртой ступени «Обыграть» проводится очень большая работа, т. к. игровая деятельность наиболее близка детям. Мы используем множество игр, но для индивидуальной работы с детьми с нарушениями речи мы особенно активно используем речевые игры и упражнения, дидактические настольно-печатные игры (в том числе авторские, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры с элементами драматизации. Нами создана картотека речевых игр по лексическим темам, разработаны авторские дидактические игры.
Пятая ступень «Изобразить» включает в себя три этапа: размышление о замысле, воплощение замысла и оценка результата. Для активизации речевой деятельности наиболее благоприятны первый и третий этап. Но и во время работы над воплощением замысла нами поддерживается диалог с детьми, особенно имеющими речевые проблемы.
Таким образом, у нас получается, что каждая тема – это «Проект», который завершается наглядным результатом. Дети с нарушениями речи, также как и другие дети, стараясь достигнуть результата, прикладывают все силы, мобилизуют все свои возможности, и это способствует развитию их коммуникативных навыков. Результатом работы могут быть не только выставки рисунков и книги рассказов иллюстрированные рисунками, но и театрализованная деятельность: спектакли, литературные композиции, вечера поэзии, конкурсы стихов и др.
О работе над спектаклями нам бы хотелось рассказать отдельно. То, что театрализованная деятельность – это мощный рычаг воздействия на развитие речи детей, известно всем. В старшей группе ребёнок уже осознаёт свой речевой недостаток и начинает его стесняться, а театрализованная деятельность как ничто другое помогает решить эту ситуацию.
Работа над спектаклем состоит из нескольких этапов: знакомство со сценарием; распределение ролей (пробы на роль, разучивание ролей и работа над ролями (индивидуальная, подбор музыкального сопровождение, работа над движениями изготовление декораций, репетиции, премьера для родителей, второй показ для детского сада. Во время всего этого процесса проводится огромная речевая работа. Дети неоднократно повторяют одни и те же тексты, работая над чёткостью произношения и интонационной выразительностью, причём делают это добровольно и с большим удовольствием.
В результате такой работы, дети, которые имели речевые нарушения, достигают значительных успехов в разделе «коммуникация», что подтверждено мониторингом детского развития (автор-составитель Н. В. Верещагина 2011 г.) проводимым в конце ученого года.
В дальнейшем мы надеемся привлекать к работе над спектаклями детей логопедических групп их воспитателей и учителей-логопедов, полагая, что такое сотрудничество будет выгодно обеим сторонам и поможет в создании благоприятного микроклимата, как в детском коллективе, так и среди педагогов ДОУ.
Литература
Воробьёва Д. И. «Гармония развития» интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника., «Детство пресс» Санкт-Петербург 2003.
Верещагина Н. В. Мониторинг детского развития., «Детство пресс» Санкт-Петербург 2011.