Анастасия Анатольевна Лагунова
Организованная образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация, звуковая культура речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Тема: Звуковая культура речи : звук «з»
Программное содержание: упражнять детей в произношении изолированного звука в слоге и в словах; учить произносить звук «з» твердо и мягко; различать слова с этим звуком; повторить с детьми знакомое им стихотворение «Комарики - макарики» К, Бальмонта; развивать фонематический слух, внимание, память; воспитывать интерес к художественной литературе.
Публикация «Организованная образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация, звуковая культура речи» размещена в разделах
Словарная работа: свистящая песенка воды, звонкая песенка у комаров, солист; ферзь шахматная фигура; заря - заряница; летуница, щебетуница, зайчиха, зайчонок.
Материалы: стихотворение «Комарики-макарики» К. Бальмонта; предметные картинки: комара, шахматной фигуры-ферзя, козы, стрекозы и др., фишки.
Ход занятия:
Педагог просит детей вспомнить песенку жеребенка и свистящую песенку воды вытекающей из крана. Эти песенки дети исполняют все вместе и индивидуально.
«И-и-и» - негромко, протяжно ржет жеребенок. Как он ржет? (ответы детей).
«С-с-с»- заструилась, засвистела вода, вытекая из крана. Как засвистела вода? (ответы детей).
Сейчас слушайте особенно внимательно, - обращается воспитатель и произносит звуки «с» (сссс) и «з» (зззз) - что услышали?
Вы молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко слушать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим?
Звуки произносятся похоже, только звук «з» получается звонким. Зззз- это звонкая песенка хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время зззз слышится слева, справа, спереди, сзади, над головой.
Физкультминутка. Часть детей изображают комаров, которые поют тихо и громче, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем комаров изображают дети, которые только, что защищали себя от них. Путем индивидуального исполнения комариной песенки выбирается лучший певец-комар-солист.
Воспитатель: «В музыкальной комариной школе малыши комары ( их еще можно назвать иначе: вы ребята, а они.? комарята) исполняют сложные песенки. И мы с вами попробуем:
За-за-за, зя-зя-зя-
Потерял я ферзя.
Кто что потерял?
Ферзь - это.? - шахматная фигура (показывает). Значит, это шахматист проиграл - потерял ферзя.
Зя-зя-зя, за-за-за-
Потеряла стрекоза
Зю-зю-зю, зу-зу-зу
Не дразните козу
- Почему не стоит дразнить это рогатое животное?
Каждую чистоговорку дети повторяют все вместе 2-3 раза
Чтение воспитателем русской народной песенки
Заря-зарница,
Солнцева сестрица,
День замыкается,
Месяц зажигается
Повторяет песенку 2-3 раза, а дети негромко, но внятно договаривают последние слова. Педагог уточняет, об утренней или вечерней заре говорится в песенке.
Работа с картинками
Детям предалгается назвать предметы, изображенные на картинках.
За педагогом повторить слова: заяц, зайчонок, забор, земляника, забор, замок.
Постараться ответить с какого звука начинаются все слова.
Отметить фишками предметы, в названии которых есть звук «з». Назвать их. (ответы индивидуальные, добиваемся правильного произношения звука з)
Чтение воспитателем стихотворения «Комарики-макарики» К. Бальмонта. Повторяет его, предоставляя детям возможность отчетливо договаривать слова: летуница, щебетуница, комарики, макарики, сударики.
Итог занятия.