Ольга Воропаева
Организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурссия в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, жизни птиц, животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Описание: Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся участниками загадочного путешествия в лес.
Аннотация:
Публикация «Организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Экскурссия в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Ситуации общения и организационная- образовательная деятельность с детьми в детском саду после внедрения ФГТ (Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы) заменила проводимые ранее занятия. Поэтому в ООД стало вводиться больше игровых моментов, игр. Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся участниками загадочного путешествия в лес.
Программное содержание:
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, жизни птиц, животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы. Задачи:
1. Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных, птиц, об изменениях в природе. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям. Познакомить с опасными ситуациями в лесу. Формировать умение предвидеть опасность.
2. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать логическое мышления, зрительную память, внимание через игры и упражнения. Развивать общую моторику. Продолжать развивать умение выслушивать ответ товарища и дополнять его. Упражнять в выразительном чтении знакомого стихотворения. 3. Воспитание бережного отношения к лесу и его жителям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду. Приемы: рассматривание, показ, дидактические игры и упражнения, словесное воздействие, вопросы, поощрение, указание, художественное слово. Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Формы и виды детской деятельности : игровая
Предварительная работа: непосредственно-образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Безопасность», «Познание», экскурсии и прогулки в «Уголок леса», чтение художественной литературы, игры по темам: «Лес», «Осень», «Птицы», «Животные»
Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса», дыхательное упражнение «Ветер», физминутка «Звери шли на водопой». Оформление: фонограмма «Звуки леса», знаки правила поведения в лесу, бутафория лесного пейзажа для оформления группы, мяч, карточки для игры «Четвертый лишний»,презентация «Лесные обитатели», магнитофон.
Программное обеспечение: музыка на СД диске, презентация, проектор, ноутбук. Образовательные ресурсы : Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»; «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б Егорова; Бондаренко А К. Дидактические игры в детском саду. М. :Просвещение, 1991.; Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР»
Реализация государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Сценарий организации ООД :
Организационный момент :
Воспитатель:
-Ребята, вы хотите встретиться с чудесами? (хотим).
-Тогда мы отправляемся в лес на встречу с чудесами.
Но чтобы попасть в таинственный лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот» :
Игра «Скажи наоборот» (приложение№1)
-Вы, ребята, покружитесь,
В лесу дремучем окажитесь.
(Звучат звуки леса) Вхождение в тему: - Дети, вы чувствуете, как свеж и чист воздух?
- Сделаем глубокий вдох, расправим плечи, выдохнем и пройдём дальше.
Дети садятся на стулья.
Ребенок.
-Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре,
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
Появляется Лесовик (игрушка) :
-Это я- седой старик,
Называюсь Лесовик
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
-Здравствуйте ребята, я очень рад, что вы пришли в мой таинственный лес, очень рад буду с вами поиграть и повеселиться.
-А знаете ли вы,
почему мы с лесом дружим,
для чего он людям нужен?
Дети: Лес нас кормит, поит, лечит, в жару охлаждает и красотой своей настроение поднимает.
Лесовик: Верно, ребятки, но лес еще и мой дом, мой и многих животных, насекомых, птиц и растений. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Вот сейчас я проверю.
(Лесовик по очереди демонстрирует детям запрещающие знаки из правил поведения в лесу (приложение№2)
-В лесу нельзя разжигать костры, во избежание пожара.
-Нельзя разорять гнезда
-Нельзя ломать ветви деревьев.
-Нельзя рвать цветы.
-В лесу нельзя шуметь, чтобы не побеспокоить лесных хозяев.
Лесовик: Здорово, ребята, что вы так замечательно знаете правила поведения в моем доме.
-А теперь послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Игра «Когда это бывает?» (Развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления.)
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто- то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)
- О каком времени года здесь говорится? (об осени)
- Ребята как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
- А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)
- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, мы его встретили по дороге в лес и он подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» -Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Дид. упр. «Подбери действие»
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
- листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает) –дождь осенью моросит, идет.
-урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.
- птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
-деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
«Дыхательное упражнение «Ветер» (приложение №3)
-Злюка ветер прибежал,
Все листочки разбросал.
Мы их вместе соберем
И у дерева кладем.
Дидактическая игра «Чьи листья» (приложение№4)
Под музыку появляется игрушка заяц:
-Ой, привет, кто это к нам в гости пожаловал? Ребята из детского сада? –Здравствуйте ребята! Вам нравится в нашем лесу? А вы не представляете, сколько чудес и загадок он таит в разные времена года.
Воспитатель:
-А знают ли ребята, что в лесу можно встретить много животных и птиц. Послушайте загадки и отгадайте, про какого лесного жителя эти слова.
(Презентация №5 «Лесные загадки»)
-Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
Дети : Сова
Воспитатель : Правильно ребята, вот такая сова
Воспитатель:
-Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
Дети: дятел.
-Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
- Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят он тех. (Волк)
-Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее?. (Лиса.)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
-На дереве дворец,
Во дворце певец,
А зовут его (скворец).
-Кто на елке, на суку прокричит тебе «Ку-ку!» (кукушка)
- Раскачала ветку птичка –
Желтогрудая (синичка).
-Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
-В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)
Кого вы увидели в нашем лесу? (птиц, животных) и лесные обитатели прислали вам игру.
– Выходите в круг, поиграем в игру “Один-много”(приложение №6).
-А теперь мне интересно, знаете ли вы всех маленьких жителей нашего леса.
Игра «Шли звери на водопой»
цели: развитие способности ориентироваться в пространстве; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами- онок-, - енок-, -их-, -иц-Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности).
-Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой — косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят
Сели за столы. Работа с карточками, что перепутал художник?
Дидактическая игра «Четвёртый лишний». (приложение №7)
Аппликация (приложение №8)
- Ребята, Лесовик приготовил для вас дерево, но оно без листьев и еще разноцветные полоски бумаги. Сейчас нам предстоит без ножниц, только своими руками предавать цветным прямоугольникам форму листьев приемом «обрывание», а затем с помощью клея и кисточки приклеивать на наше дерево. Дети выполняют задание. По окончании воспитатель отмечает, что все дети справились с заданием:– Посмотрите, какое красивое у нас получилось осеннее дерево. Вы так хорошо выполнили работу, что наше дерево как будто ожило. - Ребята, как понравилось наша работа лесовику. Давайте ему подарим дерево с разноцветными листьями, чтоб помнил нас. Скажем до свидание доброму хозяину леса. Нам нужно возвращаться в детский сад.
-Вы, ребята, покружитесь,
В детском саду окажитесь.
(Звучат звуки леса)
Рефлексия:– Ребята, очень жаль расставаться с прелестью леса, но мы не будем грустить. Ведь мы увидели чудесную красоту, которую невозможно забыть.
Приложение№1
Игра «Скажи наоборот» Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением. Обогащение экспрессивной речи словами- антонимами.
-большой - маленький;
- громко - тихо;
-грустный - радостный;
- высокий – низкий;
- открыть- закрыть;
- пустой – полный;
- вежливый – грубый;
- легко – трудно;
- тепло – холодно;
- сильный – слабый;
- солнечный – пасмурный;
- чистый – грязный
Приложение №2
запрещающие знаки из правил поведения в лесу
Дети:
В лесу нельзя разжигать костры, во избежание пожара.
Ответы детей.
Ребенок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Дети: Нельзя ломать ветви деревьев.
Ответы детей.
Ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Ели все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеет вся поляны
И не будет красоты.
Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не побеспокоить лесных хозяев.
Лесовик: Здорово, ребята, что вы так замечательно знаете правила поведения в моем доме.
Приложение №3
«Дыхательное упражнение «Ветер»
Цель: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.
- Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (ветерок)
Подул маленький ветер у-у-у
Подул сильный ветер У-У-У
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый - и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый - е-е-е
Приложение№4
Дид. игра «Чьи листья»
Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Какой у тебя лист?
-лист тополя – тополиный;
- лист дуба – дубовый;
- лист ивы- ивовый;
- лист березы – березовый;
- лист рябины – рябиновый;
- лист осины – осиновый;
- лист клена – кленовый;
- иголка сосны –сосновая;
- иголка ели – еловая.
Приложение №6.
Игра: “Один-много”
Цели: развитие умения ловить и бросать мяч, употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
-Я называю одну птицу и кидаю вам мяч, а вы называете много птиц и возвращаете мне мяч. Все дети проверяют, правильно ли выполнили задание.
(Один грач – много грачей, один снегирь – много снегирей, она ласточка – много ласточек, один дятел – много дятлов, один скворец – много скворцов, один стриж – много стрижей, голубь-голубей, одна ворона – много ворон, один воробей – много воробьев).
Приложение №7
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Цель игры - найти четвертую лишнюю карточку. Игра развивает связную речь, логическое мышление, внимательность, память, повышает общий уровень развития детей.
(Дети выделяют птицу, которая «заблудилась», т. е. не улетела в тёплые края или домашнего животного, который «потерялся» среди диких).