Лидия Гладковская
Формирование познавательных УУД у учащихся 1 класса в процессе работы над развитием объяснительной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательных УУД у учащихся 1 класса в процессе работы над развитием объяснительной речи.
Объяснительная речь - это правильный ответ на уроке, это умение спланировать своё высказывание, доказать его, а значит – развитие познавательных УУД.
Публикация «Формирование познавательных УУД у учащихся 1 класса в процессе работы над развитием объяснительной речи» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
У учеников 1 класса в той или иной степени страдает речемыслительная деятельность. Учащиеся затрудняются в ответах на вопросы «Почему? Отчего? А как ты догадался, что?». Ответы на такие вопросы чаще всего сбивчивые, путаные, а порой и вовсе нелогичные. Отсутствуют развернутые предложения, высказывания чаще однословные, некоторые сопровождаются активным жестикулированием.
Это происходит из-за нарушения функция планирования самостоятельного высказывания, вследствие поверхностного мышления. Серьезные трудности у учащихся вызывает необходимость доказать свою мысль, подтвердить правильность своего ответа.
Одним из приемов развития объяснительной речи у учащихся является работа над загадкой. Выяснилось, что первоклассники затрудняются отгадывать загадки. Самостоятельно загадать простые загадки смогли лишь несколько человек.
На первом этапе учились отгадывать «готовые» загадки.
Главное в этой деятельности для учащихся не столько найти отгадку, как доказать свои мысли, «устоять» при провоцировании со стороны учителя на неправильный ответ. Зачастую учащиеся, особенно первого класса, «выхватывают» из загадки отдельные слова и, не задумываясь, дают ответ.
Предлагалась загадка: «Шустрый рыженький зверек по деревьям прыг да скок». Первый ответ «выскакивает» такой: «Заяц». На вопрос: «Почему заяц?» следует доказательство «он шустрый и прыгает», тогда начинаем уточнять: «Заяц рыженький?» Ребенок тотчас меняет отгадку, основываясь на определении «рыженький» : «Лиса». Снова разбираемся в тексте загадки: «рыженький» - значит маленький, но лиса не такое уж мелкий зверь, и она не прыгает по деревьям. И только после этого ученик первого класса задумывается и пытается отыскать верный ответ.
Серьезные затруднения вызвала такая загадка: «У двух матерей по десять сыновей и у всех одно имя». Ответы были самые несуразные, загадку повторили, заучили, причем активная работа рук педагога не привлекла внимание детей и даже прямая подсказка: «Посмотрите на меня и найдете отгадку» не имела успеха, не найдя ответа, дети запросили помощь педагога. А вот когда взрослым была названа отгадка, ученики были удивлены ее простотой. И уже легко смогли доказать, почему это действительно «руки и пальцы».
После нескольких эпизодических конкурсов загадок, учащиеся
«вошли во вкус» и стали просить загадки чуть ли не каждый раз, так как им казалось, что это некая развлекательно – игровая деятельность.
Следующим этапом работы стало составление описательных загадок самими учениками. На первых порах образец учителя мало помогал обучающимся.
Было две крайности при составлен: либо при составлении загадок приводилось очень много характерных свойств предмета или явления, что облегчало отгадывание, либо крайне мало.
Затем пытались сочинять простенькие рифмованные загадки. Продуктивными оказались задания
Например: «Найдите общие черты у пар предметов»
Зонтик – гриб
Рак - помидор
Мыло - лед
Грабли – расческа
Снеговик – пирамидка
Дрель – велосипед
Половник – отвертка
Или такое задание: «Назовите как можно больше функций одного и того же предмета». То есть как можно использовать этот предмет не только по прямому назначению.
(Лампочка, зеркало, бинт, газета, банка с масляной краской, бочка с водой…Развитие объяснительной речи – это формирование познавательных УУД.
Такие задания можно предлагать ученикам как на уроках, так и во внеурочное время.
.