Анастасия Жучкова
Конспект занятия (арт-терапия) в подготовительной группе «Орнамент в круге»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе.
Публикация «Конспект занятия (арт-терапия) в подготовительной группе „Орнамент в круге“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Темочки
Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки.
Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей. Способствует улучшению эмоционального состояния, снятию напряженности, групповому сплочению.
Так же сегодняшнее занятие аппликации оказывает положительное влияние на развитие фантазии, развивает творческие способности, воображение и логическое мышление детей. Во время занятия всевозможные узоры могут составляться из различных геометрических фигур или деталей в виде растений.
Во время аппликации из фигур в подготовительной группе дети осваивают основные виды вырезания. Так, дети разрезают лист бумаги ровно по линии сгиба и визуально; вырезают круглые формы, закругляя углы квадрата, прямоугольника или треугольника или вырезая круглые фигуры из сложенного несколько раз листа бумаги; вырезают несимметричные формы; вырезают по нарисованному контуру.
Цель данной работы:
- коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения.
- развивать у детей умение выражать свои чувства, закрепить знания об основных эмоциях.
- нахождение точки равновесия и повышение усидчивости.
Образовательные задачи:
- учить создавать поделку, используя всю площадь, гармонично размещать детали аппликации.
- закреплять освоенные детьми навыки и умения и дать каждому ребенку возможность творчески применить их.
- продолжать совершенствовать прием силуэтного вырезания (вырезание по контуру).
- совершенствовать приемы вырезания ножницами (разрезание по прямой, кривой линиях, закругление углов).
- продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания.
- продолжать учить красиво располагать детали на листе бумаги.
- развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделками, изготовленными своими руками.
- Закрепить умение у детей осторожному обращению с ножницами.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к художественному творчеству.
- способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.
- закрепить умение импровизировать.
- самостоятельность.
- продолжать учить детей выполнять работу аккуратно, доводя свой замысел до конечного результата.
- формировать у детей художественно-практические умения и навыки.
- развивать графические и композиционные навыки, чувство цвета.
- развивать глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму.
- воспитывать аккуратность и терпение.
Развивающие задачи:
- развивать навыки создания несложной композиции (дополняя центральное изображение деталями, изготовленными в традиционной технике).
- обогащение словарного запаса детей.
- развивать творческие способности детей, воображение.
- развивать мелкую моторику рук.
- подбирать цвета гармоничные и приятные ребенку.
Материалы к занятию
- Самоклеющаяся прозрачная бумага с разметкой.
- Полоски бумаги красного, голубого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и розового цвета с разметкой разных геометрических фигур.
- Прямоугольники голубого, розового, белого, оранжевого, черного цвета.
- Разнообразные фигуры из бумаги и другого материала.
- Ножницы
- Иллюстрации на тему, шаблоны.
- Скотч
Для воспитателя готовая работа для показа, музыка.
Ход ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Ребята! Я приглашаю вас посетить поляну эмоций.
(Воспитатель демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость).
Упражнение 1.«Улыбка»
Воспитатель: Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу). Сегодня на улице светит солнышко и в нашей группе тоже тепло, светло и весело. А нам весело от наших улыбок!
Дети садятся на пол, на подушки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами любим родную природу, нас радует каждый цветок, зеленая трава, тенистое дерево, под которое можно спрятаться от жары. Нас окружают большие и маленькие друзья. В небе – птицы, в водоемах – рыбы, на лугах – стрекозы, жуки, бабочки. Эти прекрасные и нежные создания мы можем увидеть только когда? В какое время года?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
А теперь внимательно послушайте следующую загадку.
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все – (солнце).
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, это солнышко. Летом светит яркое солнышко, оно греет и цветы, насекомых, радует теплом людей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Вот мы и представили лето. А сейчас немного усилий, немного творчества и мы наши эмоции, радость, от приближающегося лета, запечатлим на бумаге. Мы с вами сделаем аппликацию.
Но прежде, чем приступить к работе, давайте все вместе скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
А теперь можно приступить к работе.
Сегодня мы с вами смастерим себе вот такие вот солнышки, они будут отражать наше настроение. А потом наши «солнышки» мы сможем наклеить на окно, и узор на нем будет красиво переливаться в лучах настоящего солнца.
Воспитатель:
- А теперь давайте рассмотрим, что получилось у меня.
- Из каких деталей оно сделано? Какой формы?
Правильно, а как сделать круг?
Сложить полоску бумаги пополам, чтобы получился квадрат. А, затем, закругляя концы у квадрата, вырезать круги. А как получить треугольник? Правильно, разрезать по диагонали квадрат.
Пожалуйста, обратите внимание, в каком порядке я расположила фигуры на своем круге.
Как я это сделала? Что я соблюдала? Как вы думаете, лучше начать - с середины или с края? (Рассказ воспитателя о цикличности, ритме)
Пожалуйста, выберите для себя цвет бумаги и начнем вырезать фигуры.
(дети нарезают подходящие им фигуры и выкладывают их на трафарете орнаментом)
А сейчас мы немного отдохнем.
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем по шире на четыре,
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
А теперь внимание. Я покажу и расскажу, как у меня это получилось.
- Для этого у меня есть заготовка. Теперь берем трафарет в форме круга. Вот он. Прикладываем плотно его к листу самоклеющей бумаги с внутренней стороны. В средине потно прижимаем левой рукой, правой рукой берем простой карандаш, и обводим трафарет по контуру. Прикладываем карандаш в этой точке и обводим, доходя до этой точки. Теперь убираем трафарет. Какая геометрическая фигура у вас получилась?
(ответы детей).
Дальше вам понадобятся ножницы. Вырезаем желтый круг. Режем, не торопимся, плавно, по округлой линии, также плавно поворачивая лист бумаги. Это и есть наше солнышко. Прикладываем его к нашей заготовке. Подходит? (ответы детей). Теперь, чтобы солнышко не слетело с заготовки, я закреплю его скотчем.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:
Наклеивание разнообразных фигур, соблюдая цикличность и ритм.
Заключительная часть (подведение итогов, выставка работ)
Воспитатель: Ну как почувствовали лето? Какие замечательные работы у вас получились! Давайте положим работы на столе и все вместе полюбуемся. Вы славно поработали сегодня. Скажите, ребята, у вас получилось передать в нашем летнем круге ваше настроение?
(ответы детей)
Воспитатель: так какое у вас настроение, расскажите? Почему сделали такой узор?
(ответы детей)
Понравилось вам занятие?
Спасибо вам за творчество!
Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.
Список литературы:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб. : Речь, 2002.-144с.
2. Коновалова Н. Л., Матвеева Н. Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн. : «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М. : Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.
3. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 29-31.
4. Юнг К. Г. О символизме мандалы. /М. : Рефл- бук; К. : Ваклер,2002.-С. 95-182