МААМ-картинки

Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития

Татьяна Рябых
Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития

Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависят их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прозрачность,

знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

В современной науке понятие «культура здоровья» рассматривается как важная составляющая общей культуры личности. Ортобиотика – технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. В основе ортобиотики лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни, разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Сбережение здоровья и жизненного оптимизма происходит через включение внутренних резервов самого человека, а также через задействование различных источников и ресурсов, представляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себе знания, способствующие укреплению физического, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья. Их единство в рамках технологии самосбережения здоровья обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития. В связи с этим мы решили провести исследование по проблеме: эффективное использование и повышение развивающего потенциала ортобиотики для детей с нарушением речи.

Публикация «Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития» размещена в разделах

Цель исследования: выявить, возможности ортобиотики для детей с нарушением речи.

Объект исследования: развитие речи у детей старшей логопедической группы.

Предмет исследования: ортобиотика как технология сбережения здоровья и жизненного оптимизма.

Гипотеза исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста происходит эффективнее, если в процессе обучения используется ортобиотический подход.

Задачи исследования:

- проанализировать данные научной литературы по теме;

- провести диагностику для выявления уровня развития речи;

- провести обработку результатов исследования.

- эффективно использовать ортобиотический подход для развития речи дошкольников.

Методы исследования. Поставленные цели и задачи решались при использовании трех групп здоровьесберегающих мероприятий:

- рекреация – укрепление физического здоровья (в том числе развитие двигательной активности, приносящей ребенку чувство мышечной радости);

- релаксация – укрепление психического здоровья (умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение – рефлексия и саморефлексия);

_катарис- укрепление духовно-нравственного здоровья (создание ценностных ориентаций, самоободрение).

Методики исследования:

- Программа «В Царство Здоровья»;

-«Культура здоровья дошкольника» Д. Б. Юматова;

-«Комплексы артикуляционной гимнастики».

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе было проведено диагностическое обследоване старших дошкольников. Второй этап – формирующий эксперимент, в ходе которого была организованна и проведена программа здоровье сберегающих мероприятий, развивающих речь, психические процессы, двигательную активность и волевую сферу личности детей старшего дошкольного возраста. Третий этап – контрольный, задачей которого являлось сравнение с помощью диагностической работы уровня речевого развития, психических процессов и волевой сферы на конец исследования. Разработанная нами программа была опробированна на воспитанниках нашей группы.

В результате работы по этой программе было отмечено, что уровень речевого развития повысился, так как процесс комплексной реабилитации, описанный в программе, строился по модульной системе с учетом индивидуального маршрута каждого ребенка.

I рекреационный модуль.

Цель: оптимизация двигательной активности, в том числе органов артикуляции, профилактика психомоторных проблем ребенка.

Основные мероприятия: логоритмика, артикуляционная гимнастика, вокалогимнастика, ЛФК, игровые модули.

II релаксационный модуль.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Основные мероприятия: сенсорная комната, артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сухой бассейн, релаксационные игры.

III социально-адаптированный модуль.

Цель: эмоциональная разрядка, позитивное социальное взаимодействие детей и взрослых, получение позитивного жизненного опыта.

Основные мероприятия:

1. Индивидуальные формы работы : психологическая коррекция, арт-терапия, игротерапия.

2. Групповые формы: интегрированные развивающие занятия, закрепляющий материал логопедических занятий.

3. Коллективные формы: праздникотерапия, театротерапия, выставки детских работ.

Подобная система работы способствовала появлению положительной динамики: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты, корректируется личностная и поведенческая сферы, эффективность мероприятий выросла с 50% в начале года до 80% по данным мониторинга на конец года.

Опираясь на данные результатов, можно утверждать, что специально разработанная программа будет способствовать более эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает выдвинутую гипотезу.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение ортобиотического подхода в воспитательной практике обеспечит решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Цели и задачи нашей работы выполнены.

Список используемой литературы.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.

2. Динейка К. Движение. Дыхание. Психофизическая тренировка – Минск. : Полымя, 1982.

3. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПБ. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

4. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М. : Илекса; Ставрополь: Ставрополсервисшкола, 1999.

5. Юматова Д. Б. Инновационные социальные технологии. Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. – М. : ГУ «Центр «Семья»», 2004.

6. Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр-путешествий. СПБ-ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Публикации по теме:

Роль изобразительного искусства в работе с детьми, имеющие нарушения речевого развития Дошкольный возраст является периодом активного усвоения разговорного языка, становления всех сторон речи. Полноценное развитие ребенка невозможно.

Презентация «Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с нарушением речи» На современном этапе поиск новых форм и методов образовательной работы с детьми – один из актуальных вопросов педагогики. Учитывая подлинный.

Мастер-класс «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста» Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию тематической папки лэпбук. Задачи: • познакомить педагогов с тематической папкой.

Нит-терапия — мой подход к работе с детьмиНит-терапия — мой подход к работе с детьми В последнее время я все чаще стала наблюдать, что у многих детей нарушена речь, и это не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Презентация «Ниткография в работе с детьми с нарушением зрения»Презентация «Ниткография в работе с детьми с нарушением зрения» Рисуя однажды с детьми нитью по бархатной бумаге, я нашла в этом упражнении общее со зрительной гимнастикой: развивается прослеживающая.

Подход к работе с детьми с позиции здоровьесберегающих технологий … Я не боюсь еще раз повторять – забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Презентация «Смехотерапия в коррекционной работе с детьми с тяжелым нарушением речи» Для устранения физических и психологических особенностей развития воспитанников группы с ТНР я использую технологию– смехотерапия. Смех.

Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха Теоретическая основа своеобразия общего и речевого развития детей с нарушениями слуха. Для того, чтобы знать закономерности, процесс (преподавание,.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ортобиотический подход в работе с детьми с нарушением речевого развития
Опубликовано: 24 марта 2019 в 13:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД