Фильзира Курамшина
Конспект занятия «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень - чудная пора».
Целевые ориентиры: закрепить знания детей об осени, её характерных признаках, периодах (ранняя, поздняя, золотая); закрепить знания о пейзажной живописи, о средствах выразительности в изобразительном искусстве; умение работать с сухими листьями, передавать в рисунке своё отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа.
Задачи:
Образовательные:
1. расширить представление детей об осени как времени года, её признаках.
2. уточнить отличительные особенности картин художников.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Осень — чудная пора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1)развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционально откликаться на него.
2)развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета, творческое воображение.
3)развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание и память.
4) развивать навыки рисования в нетрадиционной технике: знакомить с «сюрпризами» увядающей природы.
Воспитательные:
1)вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.
2)воспитывать любовь к родной природе.
3)воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
Активизация словаря:
Репродукция, пейзаж, пейзажист, цвет, художник, «золотая осень», передний план, задний план.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, музыкальное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
беседы об осени, чтение художественных произведений, разучивание стихов и поговорок об осени, пение песен об осени и слушание музыки, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, наблюдение за погодой на прогулке, рисование на ООД по ИЗО – деятельности и самостоятельной художественной деятельности.
Оборудование:
ТСО: ноутбук, мультимедийное оборудование, фонограмма классической музыки П. И. Чайковского «Осень».
Демонстрационный материал:
репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», репродукция картин Поленова «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка», И. И. Шишкина «Рожь», башкирского художника репродукция картины Б. Ф. Домашникова «Осень. Электричка».
Раздаточный материал:
Разрезные картинки фотоиллюстраций «Времена года», альбомные листы А4, кисточки, подставки для кисточек, клеёнки, влажные и сухие (бумажные) салфетки, листья разных деревьев (берёзы, тарелочки для использованных листьев, цветов, семян, трав.
Ход образовательной деятельности
(Дети и воспитатель входят в музыкальный зал под классическую музыку П. И. Чайковского «Осень», встают в круг)
Воспитатель. Ребята, становитесь в круг. Давайте с вами поздороваемся и подарим тепло своих рук друг другу.
(Дети улыбаются и жмут руки друг другу)
- Послушайте загадку и скажите о чём она?
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
- Да, наступила осень. Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом.
- Ребята, сегодня нам пришло письмо, интересно от кого оно?
(письмо осени)
- Осень. Здравствуйте, ребята! Я – Осень! Я приглашаю вас в гости в свою мастерскую.
- Ребята перед тем, как пойти в гости к осени, давайте полюбуемся красотой родного края (показ слайдов).
- Какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой) Сейчас какая осень (поздняя) По каким признакам вы определили, что сейчас поздняя осень? Перечислите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Осень какая?
-Дети: Осень бывает хмурая, пасмурная, ненастная, молчаливая, ветреная, дождливая, золотая, грустная, красивая, разноцветная.
- Какие приметы осени вы знаете?
- Дети: Падают листья, идут дожди, дни становятся короче, дети идут в школу, солнце греет меньше, насекомые засыпают,птицы улетают в теплые края.
- Какие осенние праздники вы знаете?
-Дети: День знаний, День суверенитета республики Башкортостан, Курбан-байрам, Синичкин день, День народного единства, День матери.
Игра «Да или нет»(дайте правильный ответ)
Осенью растут цветы (нет)
А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней (поздней)
Осенью растут грибы (да)
Тучки солнце закрывают (да)
Туманы осенью плывут (да)
А букашки прилетают (нет)
Урожай все собирают (да)
Птичьи стаи улетают (да)
Часто –часто льют дожди (да)
Достаём ли сапоги (да)
Можно детям загорать (нет)
Ну, а что же надо делать
Куртки, шапки одевать (да)
- Молодцы, хорошо знаете приметы осени.
- А стихи про осень вы помните?
(Дети читают стихи)
М. Ивенсен.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями манит вдали.
М. Лермонтов.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят:
Лишь в бору, поникли, ели
Зелень мрачную хранят.
А. Игебаев.
Лист лежит на тропы лисьи,
На дороги, на дома –
Золотистые колосья
Возят люди в закрома.
- Молодцы, очень красивые стихи об осени вы рассказали. Не только поэты отражали красоту осени в своих стихах, но и композиторы, и художники, фотохудожники!
- Ребята, давайте по дороге к осени зайдём в картинную галерею и посмотрим, как художники изображают осень.
- А чтобы не скучно было идти, разомнёмся и поиграем.
Вдруг закрыли небо тучи
(Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий:
Долго будет дождик плакать,
(Прыгают, на носочках, держа руки на поясе)
Разведёт повсюду слякоть.
(Приседают, держа руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге
Поднимай повыше ноги
(Идут по кругу, высоко поднимая колени)
- Продолжим путь. Закройте глаза, скажем:
«Раз, два, покружись,
В галерее окажись!»
- Вот мы и в галерее. Посмотрите, сколько здесь разных картин, как красиво!
- Посмотрите, что изображено на картинах? (Природа)
- Как называются картины, на которых изображена природа (Пейзаж)
- Как называют художников, пишущих пейзажи (Пейзажисты)
- Назовите пейзажистов, картины которых здесь представлены (И. Левитан, И. Грабарь, Поленов, И. И. Шишкин, Б. Ф. Домашников)
- Какое время года изобразили художники на своих картинах?
- Как вы это определили?
- Как называют такую осень, когда в природе много жёлтого и оранжевого цвета?
- Какое настроение вызывают эти картины (радостное)
- А на всех ли картинах изображена золотая осень?
- Какую осень изобразил этот художник (поздняя)
- Как вы определили это?
- Но не только поэты воспевали осень в своем творчестве, но и художники не обошли стороной это время года. Посмотрите, пожалуйста, на экран. В это картина Ильи Остроухова, этот пейзаж Леонида Альферова. (На мониторе картины данных художников) Вам понравились работы художников. Чем же они вам понравились (они красивые, ярче, красочные) (На мониторе рисунки рисунки детей) А вот это работы каких художников Вы узнали (появляются на мониторе рисунки детей) Очень красивые работы спасибо нашим художникам
(на мониторе картинки осени с допущенными ошибками)- Ой, ребята посмотрите, тут еще картины,но мне кажется, в них художник что-то напутал, давайте вместе посмотрим. Дидактическая игра «Что лишнее».
- Вам понравилось в галерее?
- Но нам пора, Осень нас заждалась.
Закройте глаза, скажем:
«Раз, два, покружись,
В гостях у осени окажись».
(Заходит Осень)
Осень : Я – Осень золотая, В гости к вам пришла, давайте поиграем с вами в игру «Осень спросим».
В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем Осень и Дождик. Дождик куда-нибудь пока прячется, а Осень выходит в середину круга. На ней венок из осенних листьев, рябиновое ожерелье, в руках —сноп. Мы начинаем медленно ходить и петь:
— Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла?
Осень отвечает : Принесла я вам муки! Значит, будут пирожки! — кричим мы хором.
Принесла вам гречки! —говорит Осень. Каша будет в печке! — радуемся мы,
Принесла вам овощей! —говорит Осень. И для каши и для щей! — кричим мы.
Рады ли вы грушам? —спрашивает Осень. Мы их впрок насушим! — отвечаем мы.
А уж яблоки — что мёд! На варенье, на компот! — радуемся мы.
Принесла и мёду! — говорит Осень. Полную колоду! — удивляемся мы.
После этого опять кружимся и поё м: — Ты и яблок, ты и мёду, Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду Нам в подарок припасла?
— Дождику вы рады? —хитро улыбается Осень.
— Не хотим, не надо! —кричим мы и бросаемся врассыпную.
Но Дождик тут как тут —он гоняется за нами, звонко приговаривая: — Кто под дождик попадёт, Тот сейчас водить пойдёт.
Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся и выберем.
- Ребята давайте отблагодарим хозяйку Осень и создадим ее портрет из сухих листьев березы и ягод рябины. (показ образца воспитателем
Инструкция по созданию портрета Осени :
На картоне нарисовать очертания лица, приклеить листочки разных форм, размеров и оттенков, создавая венок на голову, нарисовать цветными мелками : глаза, брови, нос,рот, сделать зрачок, используя рябины.
- А теперь давайте споем песню «Золотая красавица».
Осень : Мне жалко с вами расставаться,
Но близится зимы черед.
Я к вам опять приду ребята
Вы ждите осень через год.
А сейчас мои подарки принимайте,
Осень золотую вспоминайте.
(Осень дарит корзину с яблоками)
Осень : До свидания, ребята!
-Но нам пора вернуться в детский сад. Закроем глаза и скажем:
«Раз, два, покружись,
В детском саду окажись!»
- Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Где мы побывали? Что делали?
- Хотели бы снова там оказаться? (Ответ детей)
.