МААМ-картинки

Сценарий праздника для учащихся 5–9 классов школы-интерната «Осенний солнцеворот»

елена яровикова
Сценарий праздника для учащихся 5–9 классов школы-интерната «Осенний солнцеворот»

"Осенний солнцеворот"

(праздник для 5-9 кл.)

цель: знакомство с главным праздником осени – днем осеннего равноденствия.

задачи: познакомить с традициями праздника; развивать познавательный интерес к истории своего народа; показать связь природы и человека; учить развлекаться, общаться, воспитывать чувство коллективизма.

Ход мероприятия.

Звучит фонограмма мужского голоса:

Публикация «Сценарий праздника для учащихся 5–9 классов школы-интерната „Осенний солнцеворот“» размещена в разделах

Каждая секунда человеческой жизни слагается в минуты, а минуты в часы. Дни, сменяясь ночами, неизменно превращаются в месяцы, а затем и в года. И пока течет время люди проживают свои жизни, сменяя друг друга из поколения в поколение, вот уже сотни и даже тысячи лет. Уходят великие правители заканчиваются беспощадные воины, люди забывают старых богов и выбирают себе новых. Так складывается человеческая история, часть из которой истина, а часть всего лишь вымысел. И каждый из нас сам выбирает в какую историю верить ведь даже если можно забрать у человека жизнь у него нельзя забрать право – верить, верить в любовь, верить в добро, верить в чудо и даже верить в легенду.

Ведущая 2:День и ночь, встречаясь ежедневно, охраняют наше время.

Ведущая 1: Меняясь, друг с другом они рождают вечность. Вечность, которая создает историю человечества, сказания и легенды.

День: Мы расскажем вам легенду о мире, в котором жили наши предки.

Ночь: Долгое время Матушка-Земля спала беспробудным сном, но вот как-то появился бог солнца – Ярило, и стал будить землю своими поцелуями. Поцелуи были горячи как солнечный свет, и Земля, согретая ими, пробудилась. А на месте поцелуев появились поля, леса, луга. Солнечный бог продолжал целовать Землю. И на ней появились озера, реки, моря, океаны, насекомые, рыбы, птицы и животные. Последним появился на свет человек.

Ведущая 1: В древние языческие времена человек и природа были тесно связаны между собой. Земля наша воспринималась, как живое и мудрое существо, имеющее свою душу.

Ведущая 2: И все природные явления славяне одушевляли и представляли богами. Славянский бог солнца имеет четыре обличия:

День: Зимнее солнце – Коляда — нарождается утром после Ночи Зимнего солнцестояния, люди представляли Коляду младенцем или маленьким мальчиком.

Ночь: в День Весеннего равноденствия солнце обращается в юношу - и нарекается именем - Ярило,

Ведущая 1: В День Летнего солнцестояния став более жарким и могучим солнце переходит в образ Купайла, олицетворяя окрепшего мужчину.

Ведущая 2: А в День Осеннего равноденствия солнце обращается в мудрого старца - Световита.

Осеннее Равноденствие — это день, когда у древних славян был один из основных праздников. В разной местности название праздника было различно. Где-то его называли Таусень, где-то Овсень, а где-то Радогощь. Дата осеннего равноденствия является 22 или 23 сентября. Именно тогда заканчивается лето и наступает настоящая осень. К этому времени созревают плоды, подрастают птенцы и родившиеся весной и летом лесные звери, и что не менее важно, подходит к концу сбор урожая. Поэтому Таусень - это в равной степени праздник Солнца и урожая.

Что может быть древнее, изначальнее и первичнее, чем культ Солнца и Природы? Наши предки испокон веков жили по Солнцу. Солнце издревле называлось Коло – что означает «круг» ( вспомните знакомые слова: около (вокруг, колесо (круг, кольцо (круг, колодец (круг, колобок (круглые бока, колобродить (бродить вокруг) и так далее).

Солнечные Равноденствия и Солнцестояния были для наших предков самым точным календарём. Это точки Коловращения – вращения Кола (Солнца, которые олицетворяют приход нового времени года, а также несут в себе глубинный смысл борьбы Дня и Ночи, Жизни и Смерти, Света и Тьмы. И каждый раз после того, как Природа погружается во мрак и сон (когда после Осеннего Равноденствия день становится короче ночи, неизменно наступает пробуждение и возрождение всего живого (когда после Весеннего Равноденствия день снова побеждает ночь). Это и есть Круг Жизни – годовой солнечный цикл глазами жителя Земли.

Если представить год в виде круга и отметить на нём четыре ежегодные даты двух Равноденствий и двух Солнцестояний, а потом соединить противоположные точки, то получится круг, разделённый на четыре равные части. Это один из древнейших символов, олицетворяющих Солнце (Коло, он же – коловрат, он же – руна «солнце-крест», которая встречалась, в том числе в финикийском алфавите (по данным официальной науки, он считается «самым древним» и возник около 3300 лет назад). Этот факт подтверждает, что по Солнцу раньше жили не только Русичи, но и другие народы тоже и культ Солнца является естественным для всех жителей Земли.

И действительно, есть вещи и явления естественные, изначальные, которые человеку неподвластно изменить. Например, движение небесных тел: в частности, Солнца и Земли. Можно изменять календари, системы летоисчисления, передвигать праздники — но невозможно изменить астрономические явления.

Поэтому исконная вера Русичей по сути является естествознанием и базируется на познании Изначальных законов Природы и Вселенной. Поэтому и все праздники и традиции были привязаны к Солнцу и его циклам — Кругу Жизни для всей Земли. И для человека гораздо естественнее также жить в одном ритме с природой и Солнцем, жить по тем законам, по которым устроена Вселенная. Тогда эта гармония будет давать ему силу

Понятно, что традиции отмечания волшебной даты осеннего равноденствия до нас не дошли в первозданном виде. Многие черты были переняты православной церковью, даты передвинуты. Однако, анализируя многие праздники и обычаи празднования у разных народов, мы можем воссоздать приблизительную картину обрядовости осеннего равноденствия. Самые яркие черты сегодня сохранились в череде праздников Осенин и в церковном празднике Фёклы-Заревницы.

Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников!

Итак, урожай собран, гостям (вместе) - Здравствуйте! И мы начинаем народные гуляния в честь главного славянского праздника Солнца и урожая!

1 Равноденствие, милости просим,

Наступил поворотный момент,

Золотая пришла к нам осень,

Урожай принесла нам в презент!

2Лето жаркое провожаем,

Собрав, урожай чудесный

Золотую осень встречаем

Хороводом, да доброй песней!

Песня 6 кл. «Листик, листик»

Ведущий. (говорит под музыку) За окнами сейчас осень… Осень 2020. Какая она? Она такая разная и каждый по - разному ее воспринимает.

Конкурс «Эпитеты осени».

Для игры приглашаются 3—5 желающих с самым богатым словарным запасом. По команде ведущего участники по очереди начинают перечислять эпитеты, которые можно отнести к слову «осень». Тот участник, который затрудняется назвать очередной эпитет, выбывает. Последний оставшийся в игре объявляется победителем и получает приз. ( Примеры эпитетов: дождливая, романтичная, шуршащая, золотая, тоскливая, грустная, унылая, искрящаяся, увядающая, листопадная, багряная, урожайная, холодная, ветреная, сказочная и т. д.)

Ведущий. Что означает осенняя хандра? Если вспомнить что «ра» - солнце, то хандра – хана солнцу! Нет его! Нет энергии солнца! Представляем вашему вниманию сценку «Осенний синдром».

Ведущий. Ко дню Осеннего Излома большой смысл имело очищение всего в доме. Устраивалась стирка вещей, помывка комнат, окон, мебели, да всякой кухонной и прочей утвари. За поскотиной следили, порядок и чистоту у нее наводили. Избавлялись от всякого сору в доме, убирали ненужное, чтобы оставить только то, что годится в дело, для жизни. Важно еще не только тело и дом чистить, но и душу, мысли освободить от всякого разного негатива, дурного.

Ведущий. Сейчас проведем ритуал очищения, называется «Листопад».

(звучит музыка со звуками природы, каждому даем по осеннему листику, маркер). Приступим:

• Успокойтесь и настройтесь на созерцание. Для этого можно послушать музыку со звуками природы или помедитировать.

• Подумайте, от чего вы хотели бы избавиться.

• Напишите каждый такой пункт маркером на осеннем листке. Пишите кратко – лишь одно или два слова. Главное, чтобы вам было понятно.

• Когда вы записываете, старайтесь думать об этом отстраненно, как будто то, что вы пишите, происходит не с вами.

• опуская листок в мешок, мысленно прощайтесь с дурным событием или чертой характера.

• После мы их сожжем!

Ведущий.

Уважаемые зрители!

Сказку посмотреть, не хотите ли?

Но такой как наша сказка, в книжке не найдешь.

Сказка всем знакома, но на новый лад.

И ее увидеть каждый будет рад.

сказка «Репка» на новый лад (под русско-народную музыку)

Ведущий. «Репка» — русская народная сказка, опубликованная в 1863 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии. Сказка рассказывает о попытке вырвать стариком огромную репу, который зовёт на помощь вначале членов своей семьи, а затем и животных. Кстати сказать, отдельные экземпляры репки могут достигать 23 кг!

Человек научился выращивать репу около 4000 лет назад.

На Руси репа заслужила любовь и уважение ещё в далёкие дохристианские времена. На протяжении тысячелетий репа была основным продуктом питания северных славян (русов). Репа была самым доступным продуктом. Многие овощи «не доживали» до весны. И только репа стойко переносила самые жёсткие погодные условия, не гнила, сохраняла вкус и витамины. Репа обладала завидной урожайностью и неприхотливостью, не требовала тщательного ухода и позволяла себя выращивать без больших затрат.

Репу жарили, парили, варили из нее супы и каши, также репа очень вкусна в свежем виде, с сохраненными витаминами. Репка не только кормила нас, но и защищала от многих заболеваний. Современные исследования показали, что в любимой нашими предками репе содержится редко встречающийся компонент – глюкорафанин, предохраняющий нас от рака и сахарного диабета.

О неурожаях репы в 11-13 веках в летописях писалось, как о несчастье вселенского масштаба.

До екатерининских времён репа была ОСНОВНЫМ ОВОЩЕМ НА СЛАВЯНСКОЙ КУХНЕ. Не только у простого народа, но и у богатых: купечества и дворянства.

Говоря «основным», мы ставим репу НА МЕСТО КАРТОФЕЛЯ, который сейчас – и гарнир, и в суп, и пюре, варёный, печёный и обжаренный употребляется в очень большом количестве блюд. Но! Картофель – это крахмалистый слизеобразующий продукт, достаточно вредный для организма человека. Он забивает слизью все органы, и человек становится больным и отупленным. Мозг перестает активно работать, творчески мыслить, и может выполнять только привычные дела, им легко управлять.

Екатерина Вторая настаивала на выращивании более «модного» и удобного картофеля и медленно, но верно репа была вытеснена в разряд «устаревших» овощей. Были утеряны многие секреты её обработки, приготовления и рецептов блюд на основе репы.

Кроме питательных свойств, удобства хранения и простоты выращивания у репы было и ещё одно очень важное достоинство – собрание лечебных свойств. Букет полезных качеств репы применялся не только в кулинарии, но и в народной медицине. Репой не только кормились, но и лечились.

Именно репа служила основным профилактическим средством, спасавшим крестьянских детей от рахита, заболеваний костей, крови и т. д., поскольку редкий овощ сравнится с репой (её листьями) по содержанию кальция. В Англии, например, смесь соков листьев репы, моркови и одуванчиков считается весьма эффективной для укрепления зубов и всех костных тканей организма.

В РЕПЕ находится удивительная энергия, присущая только ей, которая называется “костус”. Именно эта энергия является строительным материалом для тонкого тела человека. Репа создаёт, она просто строит ауру!

Зимой часто мы чувствуем упадок сил и виним в этом нехватку витаминов. Но не хватает нам на самом деле не витаминов, а солнечной энергии. А восполнялась эта солнечная энергия на Руси, оказывается, просто – овощем репкой. А если репу не есть, то, как ни старайтесь разнообразить свой стол продуктами, но солнечной энергии в достатке ваш организм не получит… Отсюда и ощущение, что не хватает витаминов.

В химический состав репы входят витамины, углеводы, микроэлементы.

По содержанию витамина С репа почти вдвое превосходит апельсины, лимоны и капусту. А ведь они считаются чемпионами по содержанию аскорбиновой кислоты. Кроме того, в репе есть провитамин А (жёлтые сорта, В1, В2, В5, РР, каротин, калий, кальций, фосфор, магний, железо, натрий, сера, небольшое количество марганца и йода.

По количеству фосфора репа опережает редис и редьку. Репа включает в себя целый набор необходимых человеческому организму минеральных солей, которые придают ей целебные свойства. Соли серы, к примеру, очищают и обеззараживают кровь, расщепляют камни в почках и мочевом пузыре. Они оказывают полезное действие при инфекциях, кожных заболеваниях и бронхите.

В репе есть магний. Поэтому репа является профилактическим средством против онкологических заболеваний. Магний, кстати, помогает костным тканям аккумулировать кальций, что очень важно для развития и укрепления скелета, особенно в развивающемся организме детей и подростков. Да и для пожилых людей, у которых кости начинают слабеть (следовательно, появляется опасность развития остеопороза) этот фактор имеет немаловажное значение.

С тех пор как картофель прочно занял господствующее положение на полях России, «зелёная лепёшка», как раньше называли репу, постепенно утратила свои позиции. Удивительно, но факт, что продукт, сотни лет кормивший всё население страны, наши современники записали в разряд экзотических. Любой малыш сегодня может отличить банан от апельсина, а вот как выглядит репка, сказку о которой ему возможно каждый день рассказывает бабушка, он не знает. Ни в столовой, ни в кафе, ни в ресторане не сможете вы отведать блюд из репы.

Остаётся только сожалеть об этом, ведь репа обладает многими очень полезными свойствами. Деревенский деликатес — вяленая репа. Наверняка современные дети тоже не отказались бы от этого кушанья, предпочтя его даже конфетам. По вкусу вяленая репа напоминает сухофрукты, но своим специфическим ароматом превосходит многие из них. Благодаря тому, что репа может храниться всю зиму, в ней прекрасно сохраняются все полезные вещества, которых так не хватает весной.

Готовить репу просто. Просто сырую репу хорошо добавлять в свежие салаты, также легко готовится вареная на пару репа (пареная). Репа идеально подходит для приготовления салатов. Ее можно фаршировать, запекать и добавлять в супы.

Репа сочетается как со сладкими, так и с солеными добавками, поэтому фаршировать репу можно самыми разными начинками, при этом в результате получаются очень разные блюда. Для фаршировки репу нужно сначала отварить до полуготовности, затем срезать «крышечку», освободить внутри место для начинки и, положив начинку, потом вновь закрыть репу «крышкой» и поставить дозревать в духовку. Так получается блюдо, приготовленное в естественном горшочке, мягкое и ароматное.

Для свежего салата репу можно натереть на мелкой терке и добавить к ней соли, перца и немного растительного масла. Настоящий русский рецепт – пшенная каша с репой. Можно нафаршировать кашей репу, а можно тонко нарезанные ломтики репы обжарить на сковороде, затем добавить к ним заранее приготовленную кашу и еще немного потушить их вместе. Можно добавить горсть изюма, чтобы блюдо пропиталось сладким запахом. Сырая репа слегка горчит, но это легко устранить, если ее ополоснуть кипятком перед приготовлением.

РЕПА ОЧЕНЬ ВКУСНА В СУПЕ ВМЕСТО КАРТОШКИ. Она имеет сытный вкус, совсем не крахмалистый, как у варёной или пареной картошки. Её лучше использовать вместо теперь уже привычной нам картошки.

Горький вкус у репы связан с недостатком влаги в почве. Слишком удобренную почву она не любит. Огурцы в парнике начинают горчить как раз по той же причине.

Садить репку можно два раза в год. Ранним летом и ближе к середине лета (в конце июня-нач. июля, чтобы сохранить урожай на зиму.

Ведущий. Мы много рассказали, а теперь просто угостим вас репой пареной! (дегустация блюда)

Ведущий. После праздника Солнце-Световит уже не припекает и начинает готовиться к очередному перерождению. День становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Как говорили на Руси: «День убегает не куриными, а лошадиными шагами».

Ведущий. А какой вариант передвижения более эффективный. Проверить это смогут участники конкурса «Куриными шажками - лошадиными прыжками»!

Всего ведущий набирает 2 команды по 5 человек в каждой. Заблаговременно в помещении, где проводят игры, делают две разметки «старт» и «финиш». Участники каждой команды выстраиваются колонной. Первый игрок двигается к финишу лошадиными прыжками, а затем возвращается к своей команде, чтобы передать эстафету следующему игроку, куриными шажками. Второй игрок повторяет все манипуляции и передает эстафету следующему. Побеждает та команда, которая справится с поставленной задачей быстрее.

Важно! За правильностью выполнения лошадиных прыжков и куриных шажков наблюдает ведущий. Если им было замечено нарушение, игрок возвращается к старту и заново преодолевает дистанцию «к финишу и назад к старту».

Ведущий. Осень время свадеб, а где невесту приглядеть? На похоронах!

Был такой шуточный обряд «похороны мухи», в котором участвовали только девушки. Одевали лучшие наряды, и шли хоронить! Вот и мы сейчас муху похороним и смотрины проведем! Просим выйти девушек у которых карточки с мухой.

Первым делом надо нарядить девушек!

ПКонкурс «Матрёна»

Участники встают друг за другом. Нужно завязать платок впереди стоящему, не поворачивая впереди стоящего, и самому не наклоняться в стороны. Выполняют задание по очереди все участники.

Девушки – красавицы готовы! А как проходили похороны?

Делали коробочку наподобие крошечного гробика, обшивали её чёрной тканью или красили в тот же цвет, привязывали ниточки, чтоб можно было нести, и провожали при огромном скоплении селян к самой окраине поселка с серьёзными причитаниями, как по настоящему покойнику: «Мушка-блошка! Как мы будем без тебя? Ты не станешь нас беспокоить, перестанешь теперь грызть-кусать.». Закапывали коробочку с неменьшими рыданиями.

Конкурс «плакальщиц».

Итак, задача девушек как можно громче, жальче и естественнее поплакать над мухой, наша выбрать, лучшую плакальщицу и вручить приз! Ну а парни не теряйтесь, присматривайте невест!

Ведущий. После похорон возвращались домой с песнями. Мы вам тоже предлагаем всем вместе спеть в караоке песню «Осень очень хороша».

Ведущий. А в завершение нашего вечера послушайте красивое стихотворение Ирины Самариной «Осень луну пригласила». Читает Хайбулин Дмитрий.

Осень луну пригласила

В тёмное небо гулять.

Чтобы душа не скулила,

Надо её обнимать

Светом природы и сердца,

Искренним нежным теплом.

Осенью хочется греться,

А не грустить о былом…

Осень дожди пригласила,

Чтобы сердца отмывать.

Столько душа накопила

Разных обид… Не поднять…

Осень сердца очищает

Чистой холодной слезой.

Сердце от злобы нищает,

В гневе теряя покой…

Осень ветра пригласила,

Чтобы прогнать из людей

Всё, что на сердце давило,

Ношу плохих новостей…

Эти ветра не жестоки,

И непременно нужны…

В сущности, все одиноки…

Осень — за мир без войны…

Осень детей пригласила,

Чтоб от улыбок смешных

Сердце у взрослых ожило,

Чтобы заполнило их…

Чтобы они вспоминали

Детство своё, листьев хруст…

Чтобы они понимали,

Мир без детишек так пуст…

Осень любовь пригласила…

Свет погасила в окне…

Счастья чуть-чуть одолжила,

Чтоб померещилось мне,

Будто счастливой останусь

На миллионы ночей.

Осень — печальная сладость…

Слёзы горящих свечей…

Ведущий. Мы закрываем наш праздничный осенний вечер.

Ведущий. И на прощанье хотим сказать: (вместе)

Никогда не унывайте,

Ссор поменьше затевайте,

Живите без ненастья,

Не ведая невзгод,

И пусть большое счастье

Вам осень принесет!

Публикации по теме:

Фотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 видаФотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 вида .

Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы»Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы» Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Сценарий праздника для учащихся начальной школы «День рождения класса» День рождения класса. Цель: развивать познавательный интерес, расширять представление о временах года и о календаре; добиваться участия.

Межгрупповое внеклассное занятие для 1–3 классов школы-интерната «Нам подвиг Сталинграда не забыть»Межгрупповое внеклассное занятие для 1–3 классов школы-интерната «Нам подвиг Сталинграда не забыть» Цель: Знакомство с важной исторической битвой Великой Отечественной Войны, славным героическим прошлым города – героя Волгограда. Задачи:.

Музыкально-литературная композиция для 1–3 классов школы-интерната «Мы не стреляли», посвященная детям блокадного Ленинграда Межгрупповое внеклассное занятие Здравствуйте уважаемые коллеги!Подготовка к празднованию 75-летия Победы мы начали цикл внеклассных занятий,и.

Сценарий праздника для учащихся 5-х классов «День защитника Отечества» Ведущ. 1 Добрый день наши уважаемые друзья! Ведущ. 2 Здравствуйте наши будущие защитники Родины! Ведущ. 1 Сегодня мы будем проверять вас на.

Сценарий праздника «Сердечко для мамы» для учащихся 1–4 классов Сценарий праздника «Сердечко для мамы», посвященный Дню Матери в России Звучат фанфары. Выбегают дети. 1. Есть в нашем мире слово вечное,.

Творческое сотрудничество с Центральной библиотекой нашего поселка учащихся 8–10 классов школы-интерната 4 видаТворческое сотрудничество с Центральной библиотекой нашего поселка учащихся 8–10 классов школы-интерната 4 вида Уважаемые коллеги! Мы с ребятами очень тесно сотрудничаем с Центральной библиотекой нашего поселка. Каждый месяц мы посещаем ее с целью.

Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Волшебные узоры — вытынанки»Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Волшебные узоры — вытынанки» Цель: дать представление о технике ажурного вырезания - вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника для учащихся 5–9 классов школы-интерната «Осенний солнцеворот»
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 07:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД