МААМ-картинки

Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников

Чеснокова Наталья
Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Основные формы и методы организации музыкальной деятельности

дошкольников.

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся методы и формы работы с детьми. Заметно акцентируется необходимость активизации самостоятельных действий детей и их творческих проявлений. Гуманный стиль общения педагога и ребенка, заставляет нас педагогов применять привлекательные для детей формы и методы организации музыкальной деятельности в ДОУ. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ. Традиционной формой основной музыкальной деятельности, являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединенные, вид занятия определяется количеством детей. Индивидуальные занятия провожу с целью совершенствования развития музыкальных способностей и в коррекционной работе. Следующее основание для классификации музыкальных занятий может быть их содержание: типовым, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Публикация «Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

На традиционных или типовых занятиях включаю все виды музыкальной деятельности (музыкально- ритмические движения, восприятие, пение) т. е. последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

Доминантное музыкальное занятие может быть двух разновидностей. Одна из них характеризуется преобладанием какого либо одного вида музыкальной деятельности. Вторая разновидность доминантного музыкального занятия направлено на развитие какой-либо определенной музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждая из которых направлена на совершенствование этой способности (чувство ритма, звуковысотности).

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием какой либо темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. Целостность музыкального занятия достигается развитием выбранной темы. Проводила такие тематические занятия : «В гостях у Зимушки-зимы», «Подарки Весны», «Путешествие в осенний лес».

Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видах искусства – музыки, живописи, литературы, театра. Их цель объединить разные виды художественной деятельности детей, обогатить представление детей о разных видов искусства. Такой вид музыкального занятия как правило проводиться со средней группы.

Интегрированные занятия. Отличаются взаимопроникновением и взаимовлиянием содержания разных образовательных областей программы, разных видов деятельности, работающих на раскрытие темы или какого -то явления. Проводила такие занятия; «Зайка заболел», «Дом для зайчика», «Солнышко», «Откуда прилетел листок». На таких занятиях, кроме музыкальных видов деятельности, дети рисуют, конструируют, читают стихи, лепят.

Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. д. Могут иметь место занятия с небольшой группой детей, когда необходимо помочь им овладеть приемами игры на музыкальных инструментах или разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике.

Характеристика методов и приемов, используемых на занятии.

Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов, в переводе с греческого метод-путь, или способ достижения какой либо цели. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет разновидности. Наглядно-слуховой метод – исполнение произведения педагогом или в аудиозаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, но не в состоянии полностью заменить аудиозапись. Наиболее эффективно сравнение аудиозаписи с «живым» звучанием, их разумное чередование.

Наглядно-зрительный метод – применение картин, рисунков, цветных карточек и т. д. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при знакомстве с музыкальными инструментами. На занятии применяю компьютерные технологии.

Применение наглядно-зрительного метода значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это: показ репродукций, изображений инструментов, использование цветных карточек, моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений, компьютерные технологии.

Словесный метод предполагает : сообщение детям различных сведений о музыке;

разъяснение новых понятий, обогащающих словарь ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений; объяснение того, как овладеть определенными умениями и т. д.

Практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, исполнительство. В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как интонационно-речевое. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса.

Исследуя музыкальную культуру дошкольников знаменитые педагоги Ветлугина Н. А. Радынова О. П, выделили еще ряд методов : метод упражнения в практических действиях, метод поисковых ситуаций, побуждающий к практическим действиям, метод контрастного сопоставления произведений, метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующие творческие проявления.

Виды уподобления: моторно-двигательное (передача характера музыки, через движения, мимическое (передача характера музыки в мимике, цветовое основе лежит прием цвет-настроение).

Игровой метод. Вхождение ребенка в мир музыкального искусства будет проходить легко и радостно через “волшебный мостик” игры. По мнению Н. А. Ветлугиной, игра является “одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей. В технологии «Элементарного музицирования» Т. Э. Тютюнниковой, главное место уделяется этому методу «С детьми играю, но они не осознают, что их при этом учат». Осознанному усвоению знаний способствует музыкально-дидактическая игра, она позволяет объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровой метод помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.

Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.

Праздники и развлечения. Праздник - одно из ключевых эмоционально насыщенных событий в жизни детей. Он всегда рассматривался как итог образовательной работы учреждения, как показательное выступление для родителей. По своей сути праздник –одна из форм интегративной организации детской художественно-эстетической деятельности. Типичными задачами праздника становится: приобщение детей к национальным и мировым традициям, воспитание любви к Родине, к семье. В нашем детском саду на ряду с традиционными праздниками такими как: Новый год, День знаний, Восьмое марта, 23 февраля, День Победы, отмечают и такие праздники: «Сагаалган», «День матери». Праздники проводятся в различных формах : Драматизации, спортивных состязаний, комплексного или интегрированного занятия, в форме родительского клуба.

Самостоятельная музыкальная деятельность. Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия педагога или при незначительной помощи. В основе лежит желание ребенка поделиться своими музыкальными впечатлениями, стремление продлить желание общение с музыкой. Условиями появления такой самореализации служит опыт музыкальной деятельности (умение воспринимать музыку и умений исполнительства). В нашем детском саду в каждой группе существуют музыкальные уголки, где обязательно присутствуют детские музыкальные инструменты, инструменты сделанные своими руками из бросового материала, музыкально - дидактические игры, ЛЭП буки, атрибуты для музыкально - ритмических движений, аудиозаписи песенок, музыка для танцев. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Методы и приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

1. Проблемные ситуации с использованием детских музыкальных инструментов.

2. Музыкально-дидактические игры.

3. «Звучащие игрушки».

4. Любимая песня.

5. Лэп бук

6. Игры - инсценировки.

Исходя из генезиса развития музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста, определим оптимальные формы организации музыкальной деятельности. Ведущая деятельность дошкольников в возрасте от 1года-до3 лет, является предметная, предметно -манипулятивная. Следовательно для этого возраста приемлемым являются следующие современные формы и методы музыкальной деятельности :

1. Игровое экспериментирование со звуками.

2. Предметное коллекционирование (погремушки, любимые музыкальные игрушки).

3. Музыкально-игровые приемы. (звукоподражание).

4. Музыкальные и музыкально-литературные загадки.

5. Музыкальные пальчиковые и музыкально логоритмические игры.

6. Игры-путешествия в разнообразный мир звуков.

7. Музыкально-двигательные игры

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 15:56
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Чеснокова Наталья (УИ 2092200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД