МААМ-картинки

Основы формирования ценностных отношений к окружающему миру в начальных классах (на традициях старообрядцев Забайкалья)

Людмила Филатова
Основы формирования ценностных отношений к окружающему миру в начальных классах (на традициях старообрядцев Забайкалья)

В последние десятилетия в общественном сознании проблемы охраны окружающей среды вышли на одно из первых мест. Однако теоретические поиски их решения замыкаются в основном в рамках естественнонаучных технических дисциплин. С целью преодоления нарастания экологического кризиса разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные и замкнутые технологии переработки природных ресурсов. Но эти меры, по-видимому, могут лишь замедлить наступление кризиса и как-то смягчить его, но не в состоянии его предотвратить. В этой кризисной ситуации, когда современная мораль не способна обеспечить выживание дикой природы, традиции коренных народов представляют нам надежду на будущее. Речь, конечно, идёт не о возврате к романтическому прошлому, а о возрождении и соединении экологической этики этнических культур (ценностных отношений) с современной индустриально-урбанизированной цивилизацией.

Публикация «Основы формирования ценностных отношений к окружающему миру в начальных классах (на традициях старообрядцев Забайкалья)» размещена в разделах

Большим потенциалом в формировании ценностных отношений к окружающей среде представляет уникальная культура семейских (старообрядцев Забайкалья, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси. За двести с лишним лет у них сложилось устойчивое самосознание, и окончательно оформился культурно-хозяйственный и конфессионально-бытовой уклад, чётко определилось этнокультурное своеобразие, также сформировались основные эстетические идеалы староверов : представления о красоте и гармонии природы, о красоте и опрятности народного костюма, любовь к фольклору, пению. Всё это создаёт определённую гармонию отношений.

Общеизвестно, что только в местной, этнической, национальной культуре отражён экологический опыт взаимодействия человека с определённой природно-ландшафтной средой. Природоохранные традиции, веками закрепляемые в памяти наших предков, ещё не забылись полностью и сохранились у нас в глубинной памяти на уровне генотипа. Если так, то разбудить их гораздо легче, чем прививать что-либо новое.

Поэтому, пока не поздно, народные поверья, обычаи, традиции связанные с ценностными отношениями к окружающей среде требуют своего тщательного изучения, особенно с точки зрения применения в области охраны природы. Другой вопрос – кому их передавать в первую очередь.

Вследствие обострения экологических проблем и кризисов, необходимо вспомнить тот многовековой опыт, накопленный нашими предками, во взаимоотношениях с природой, и использовать для решения поставленных задач, проблем и передать его подрастающему поколению.

Большое значение в формировании ценностных отношений к окружающему миру играет начальная школа. Именно здесь дети впервые попадают в мир знаний об окружающей среде. Дальнейшие отношения их к ней во многом будут зависеть от того, осознаёт ли он ценности природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Целостные отношения во многом определяют социальные потребности, мотивы поведения и поступки человека. Ценности не присваиваются человеком в «готовом виде», как доказано психологами, а формируются постепенно, в процессе социальной деятельности и накопления жизненного опыта.

Структуру ценностных отношений человека к окружающей среде можно вывести из представления о ценности объектов формирования отношений природы, единства «человек-природа». Сознание эко-центрического типа строится на представлении о природе как самостоятельной ценности, независимо от полезности для человека. Отсюда вытекает необходимость в формировании представления и соответствующего отношения к природе как к равной по ценности, и отношения к единству «человек-природа» как к высшей ценности.

Задача формирования такого отношения пока самая трудная для реализации, поскольку все мы живём в атмосфере антропоцентрического миросозерцания. При работе с младшими школьниками дело облегчается тем, что по своей природе они являются носителями субъект - субъективных отношений, то есть относятся к природе как к равно ценностному действующему лицу. Отсюда задача педагога – по возможности сохранить и поддержать такое эмоциональное отношение к окружающей среде.

Такому отношению будет способствовать формирование у детей чувства родства человека и природы (чувства генетического единства с природными объектами, чувства принадлежности к природе). Человек в этом случае осознаёт единые с другими природными объектами генетические корни, своё родство с природой и относится к окружающим его животным, растениям как к своим «братьям меньшим».

Однако в современных условиях одного только осознания многообразной ценности природы, зависимости жизни человека от состояния среды, чувства родства и единства с ней становится уже недостаточно. Природную среду нужно спасать. И здесь на помощь могут прийти традиционные этноэкологические традиции народов, проживающих в частности в Забайкалье.

К особенностям традиционной культуры старообрядцев Забайкалья исследователи относят : целостность, самобытность, сохранение связи между региональной, национальной и мировой культурой, особенности древнего православия и особенности менталитета, изолированность, экстремальный характер, своеобразная «модель мира», природосообразность, творческая направленность.

Данная культура помогает нам почувствовать дыхание жизни наших предков. Но мы обращаемся к ней не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства.

Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов, и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями.

Публикации по теме:

Анализ проведения декады естественных наук в начальных классахАнализ проведения декады естественных наук в начальных классах В начальных классах завершилась предметная декада естественных наук, которая проходила с 12 по 22 февраля 2018 г. Среди целей этой декады.

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Фототчет о проведении проекта «Новогодняя сказка» в начальных классахФототчет о проведении проекта «Новогодняя сказка» в начальных классах Добрый день, коллеги! На пороге новогодние праздники и хотелось как-то увлечь ребят чем-то новым, занимательным. Поразмышляв, предложила.

Фотоотчёт «Как мы встречали Женский день 8 Марта в начальных классах»Фотоотчёт «Как мы встречали Женский день 8 Марта в начальных классах» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о проведении праздничных мероприятий, посвящённых 8 Марта, в.

Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы)Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы) Добрый день, коллеги! Хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт о проведении Уроков Мужества в нашей школе. Замечательный праздник 23.

Мастер-класс «Шоколадница». Внеурочная деятельность в начальных классах.Мастер-класс «Шоколадница». Внеурочная деятельность в начальных классах. Описание: данный материал будет интересен для проведения занятий по внеурочной деятельности для классных руководителей начальных классов,.

Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия»Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия» Аннотация проекта Социальный проект «Арт – терапия» направлен на воспитание потребности у обучающихся класса помощи в снятии психологического.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Презентация к внеурочному мероприятию в начальных классах «Весна идёт! Весне дорогу!» .

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы формирования ценностных отношений к окружающему миру в начальных классах (на традициях старообрядцев Забайкалья)
Опубликовано: 7 января 2020 в 10:36
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД