Лучший педагог года

Консультация для родителей «Особенности детей по типам активности»

Марина Архипова
Консультация для родителей «Особенности детей по типам активности»

Биоритмы малыша: «сова», «жаворонок» или «голубь»?

Все малыши, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может допоздна выстраивать в ряд любимых солдатиков, а кто-то уже в 9 вечером с трудом может дочистить зубки и переодеться в пижаму. Среди малышей тоже есть свои «совы», «жаворонки», и «голуби». Что же это за птицы, вернее, в чем заключается данная классификация:

Публикация «Консультация для родителей „Особенности детей по типам активности“» размещена в разделах

«Совы». Треть малышей относятся к потенциальным нарушителям ясельно-детсадовского распорядка. Их биологические часы настроены на поздний отход ко сну и позднее пробуждение, требующее определённых усилий. Такой малыш долго нежится в постели и встаёт из неё сонным, не вполне пробудившимся, зато вечером его не загонишь в кровать. В зависимости от периода наибольшей активности существует две разновидности «сов» – явно вечерний тип и преимущественно вечерний (вечерне-дневной) тип.

«Жаворонки». Счастливчиков, выключающихся сразу после передачи "Спокойной ночи, малыши!" и вскакивающих с кровати с утра пораньше бодрыми и полными сил, вдвое меньше – примерно шестая часть. Но именно на их биологический тип повсеместно ориентирован график детских дошкольных учреждений. Такой малыш – мечта родителей: его не нужно долго будить в детский сад и уговаривать лечь вечером. Ранние пташки тоже бывают двух видов – одни принадлежат к явному утреннему, другие – преимущественно к утреннему (утренне-дневному) типу.

«Голуби». К этому наиболее благоприятному варианту (специалисты называют его промежуточным, дневным или недифференцируемым типом) относится большинство детей. По мере необходимости их организм может подстраиваться под режим "совы" или "жаворонка". Но и им нежелательно менять свой режим осенью и весной, когда сезонная перестройка биоритмов ложится дополнительным бременем на адаптационную систему организма.

С какого возраста начинается разделение на «сов» и «жаворонков»? Новорожденные детки, могут спасть по 20 -23 часа в сутки, но со временем, периоды бодрствования у них увеличиваются. Двух-трех летний малыш может бодрствовать уже до 10 часов кряду. Но все-таки в этом возрасте внутренний часовой механизм у детей ещё очень пластичный, и во многом зависит от внешних факторов и воздействий. По-настоящему хронотип может проявиться только годам к шести, а то и к семи. Очень часто это совпадает со временем, когда ребёнок начинает ходить в школу. Вот тут-то и могут начаться проблемы, если ребёнок вдруг окажется «совой», так как «жаворонки» и «голуби», обычно, не приносят в плане режима, больших хлопот своим родителям. Что остается родителям «сов», так это попытаться немного подкорректировать режим дня с учетом биофизических особенностей ребёнка, и при этом максимально приблизить его к тем нормам и стандартам, которые приняты в нашем обществе. Ни в коем случае не стоит делать из «совы» «жаворонка», или «голубя», своими действиями вы только нарушите психологическое равновесие малыша, а это чревато разного рода неврозами, бессонницей и другими неприятными и даже опасными последствиями. По этой причине крайне важно, чтобы распорядок дня в точности соответствовал биологическому типу.

Тестируем малыша: «жаворонок», «голубь» или «сова»?

1. В какое время ребёнок проснётся, если лёг на 2 часа позже обычного?

Как всегда – 1, на полчаса позже – 2, на час – 3, на 1,5 часа – 4, на 2 часа позже – 5 баллов.

2. Сколько времени малышу потребуется, чтобы уснуть в 21 час, если последнюю неделю он ложился и вставал, когда хотел?

Не более 10 минут – 1, 15 минут – 2, 20-30 минут – 3, 35-60 минут – 4, больше часа – 5 баллов.

3. В какие часы ребёнок бывает наиболее активным при стандартном расписании – подъём в 7 утра, дневной сон – с 13 до 15 часов, отбой – в 21 час?

Утром – 1, утром и днём – 3, днём – 4, во второй половине дня и вечером – 5 баллов.

4. В какое время предпочитает вставать по утрам, если вы его не будите?

В 6 часов – 1, 7 часов – 2, 8 часов – 3, 9 часов – 4, 10 часов и позже – 5 баллов.

5. В какое время ваш малыш лучше всего сосредотачивается на игре, задании, запоминает стихи, обучается чтению и счёту?

В 8-10 часов – 1, 9-12 часов – 2, 10-13 часов – 3, 11-14 часов –, в 12-15 часов – 5 баллов.

6. Когда ощущает упадок сил, бывает вялым, сонливым, выполняет порученное дело без энтузиазма?

Только перед сном – 1, после обеда и перед сном – 2, в послеобеденное время – 3, после сна и обеда – 4, только после сна – 5 баллов.

7. В котором часу просыпается в выходные, когда не нужно ходить в садик?

До 7 часов – 1, в 8 часов – 2, 9 часов – 3, 10 часов – 4, позже 11 – 5 баллов.

8. Какой у него аппетит за завтраком?

Очень хороший – 1, хороший – 2, умеренный – 3, плохой – 4, очень плохой – 5 баллов.

9. В котором часу отходит ко сну в выходные дни и праздники?

До 20 часов – 1, в 21 час – 2, 21-22 часа – 3, после 22 часов – 4, после 23 часов – 5 баллов.

10. Уснёт ли, если его уложить на 2 часа раньше, чтобы выспался перед выступлением в танцевальном классе, соревнованиями в спортивной секции, походом в зоопарк?

Сразу же – 1, через 30 минут – 2, в течение часа – 3, 1,5 часов – 4, 2 часов – 5 баллов.

11. Как встаёт утром?

Без проблем – 1, почти всегда легко – 2, когда как – 3, обычно просыпается с трудом – 4, очень тяжело – 5 баллов.

11-20 баллов. Типичный "жаворонок" (утренний тип). Занимайтесь с ребёнком спортом, подвижными играми, осваивайте счёт и грамоту в первой половине дня, а вечерние часы посвятите исключительно отдыху. Решительно откажитесь от походов в гости, выступлений и любых нагрузок в вечернее время: такой режим может вызвать сбой биоритмов – десинхроноз, способствующий внутренним заболеваниям. Будьте особенно внимательны к своему ребёнку весной и осенью, когда переводят стрелки часов. Известно, что "жаворонки" с большим трудом приспосабливаются к новому расписанию.

21-30 баллов. Умеренный "жаворонок" (утренне-дневной тип). Период максимальной активности и приспособительные возможности шире, чем у типичных "ранних пташек". И всё же не переоценивайте запас прочности детского организма – переход на вечерний образ жизни выбивает его из привычной колеи и неблагоприятно отражается на состоянии здоровья.

31-39 баллов. "Голубь" (дневной тип). Ваше дитя может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима для него всё-таки нежелательна. Чтобы он мог постепенно и плавно перейти на новое расписание, потребуется никак не меньше месяца.

40-47 баллов. Умеренная "сова" (вечерне-дневной тип). Такой малыш "растормаживается" ближе к вечеру. Не пытайтесь идти против природы – приурочьте занятия и культпоходы ко второй половине дня.

48-55 баллов. Типичная "сова" (вечерний тип). Из вашего ребёнка в будущем получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полётов. Но не ждите от малыша особых успехов до 2-3 часов дня – это явно не его время.

Особенности режима в зависимости от биоритма.

Сон.

Кем бы ни был ваш ребенок, помните, что до пяти–шести лет (а лучше до восьми) дневной сон ему просто необходим. Не отдохнувший днем малыш и вечером укладывается хуже (а для сов это особенно болезненно). Просто нужно согласовать время сна с ритмом и помнить: в раннем детстве еще есть возможность сформировать или скорректировать биоритм, максимально подвинув его к общественному, «жаворонковому».

«Совы», вынужденные рано вставать, испытывают сложности в связи с ранним подъемом и хроническим недосыпом – ведь они поздно ложатся еще и потому, что всю умственную деятельность им легче осуществлять ночью, а днем «в голове пусто». Не пытайтесь укладывать сову раньше – все равно промается в постели до своего часа. Пусть ляжет, когда захочет, а вот днем в свои «мертвые» часы (так называемый отрицательный период физического цикла) пусть поспит то время, которое недобрал накануне. А уроки сделает вечером, на пике своей активности – кстати, сделает гораздо быстрее, чем днем. Труднее с детсадовцами – им досыпать не приходится, а ложиться поздно никак нельзя. Ваша задача – постепенно приучать малыша к другому режиму.

Школьникам-жаворонкам, особенно начинающим, приходится очень нелегко – нагрузки увеличиваются, и в вечернее «мертвое» время они вынуждены делать уроки. Лучшая помощь и лекарство от перегрузок – дневной, хотя бы получасовой сон. Еще вы можете помочь своему трудяге, подкармливая его цитрусовыми (они улучшают работу мозга, а в моменты усталости можно массировать биологически активную точку на тыльной поверхности кисти, между большим и указательным пальцами – это придает сил.

Еда.

Желание детей потреблять пищу также подчиняется биоритмам. У «жаворонков» аппетит выше в первой половине дня, а «совы» за завтраком едва ковыряют ложкой в тарелке, зато ужин съедают с большим аппетитом. Отнеситесь к этим особенностям с пониманием: не запихивайте в сову завтрак, но и не отнимайте у нее третью добавку за ужином. Если вы беспокоитесь о здоровье, перейдите на дробное питание: небольшими порциями – четыре-пять раз в день – пища будет усваиваться намного лучше.

Занятия.

Лучше всего мы работаем на пиках своей активности: «совы» – вечером, «жаворонки» – днем. Поэтому, у жаворонков все дела, требующие активности (развивающие занятия, спорт и т. д., должны приходиться на первую половину дня. Любые вечерние нагрузки (в том числе походы в гости, развлечения) должны быть минимальными, чтобы не сбить работу организма. Жаворонки тяжелее всех переносят переводы часов. Совы могут делать уроки, посещать гостей и театры вечерами.

Если ваш малыш – «сова», вам все равно придется приучать его к ранним подъемам, когда он начнет посещать детский садик или школу. Как же максимально комфортно и без вреда для здоровья перевести биологические часы? Начинать изменения лучше всего летом: осенью и ранней весной происходит сезонная перестройка организма, а зимой основная задача – не подрывать иммунитет дополнительными стрессами.

Утро

Чтобы легко подниматься утром, нужен стимул. Куда легче встать, если тебя ждет сюрприз под подушкой, неизведанный маршрут до садика или продолжение сказки. Не забудьте о регулярных бодрящих процедурах: зарядке (существуют специальные комплексы для просыпания, душе, большом количестве света, музыке (вместо противных трелей механического будильника) – при кажущейся банальности они являются эффективнейшим средством.

День

Зачастую дети долго не засыпают только потому, что им недостает нагрузки в течение дня. Компьютер, мультики, электромобили вместо велосипедов – технический прогресс, увы, не способствует здоровому образу жизни. Достаточная физическая и интеллектуальная нагрузка (обязательно в интересной для ребенка форме, активные прогулки (в идеале – два раза в день) – основа режима и хорошего здоровья малыша.

Вечер

Ребенок должен настраиваться на сон. Прежде всего нужно выключить телевизор (совсем маленьким не нужны даже «Спокойной ночи, малыши» – телевизор сильно возбуждает неокрепшую нервную систему). Лучше поиграйте с малышом в спокойные игры (переливание воды, пересыпание крупы, пальчиковые игры, порисуйте, почитайте. Помогите ему расслабиться: сделайте легкий массаж, напоите молоком с медом.

Кровать должна ассоциироваться у ребенка только со сном, поэтому на ней не стоит играть в течение дня. Вовремя уложить ребенка в постель помогают ритуалы подготовки ко сну: они как маячки, настраивающие сознание на сон. Ужин – сказка – душ – пижама – самый простой ритуал, а вы можете придумать собственный.

Если ритуал не изменяется и повторяется каждый день, с течением времени он будет усыплять ребенка лучше любой сказки. Можно и покачать – доказано, что монотонные движения помогают установлению регулярных биоритмов у детей.

Ложиться и вставать нужно в одно и то же время суток. Очень важно сохранять режим, потому что сбой ритма – это стресс для организма. Даже если индивидуальный и социальный режимы ребенка не совпадают, родителям вполне по силам вырастить своего малыша здоровым и умным!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет» «Малоугренёвская СОШ структурное подразделение» Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности детей 3-4 лет».

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для родителей «Стимулирование познавательной активности детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме: «Стимулирование познавательной активности детей дошкольного возраста». Как стимулировать активность.

Консультация для родителей «Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр» Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребёнка развить.

Консультация для родителей: «Психологические особенности детей 3–4 лет.» Консультация для родителей «Психологические особенности детей 3-4 лет» Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Возраст 3-4 года очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он поднимается на новую ступень своего развития - переход от раннего детства к дошкольному.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет» Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности у детей 5–6 лет» «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Когда ребенку исполнилось 5 лет, и он превратился в фантазера. Это очень творческий, волнующий период.

Консультация для родителей «Роль двигательной активности в здоровье детей» Существует много пословиц о влиянии движений на здоровье человека, одна из них гласит: «Движение – это жизнь». Для нормального развития.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Физическое развитие. Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности детей по типам активности»
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 21:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД