Особенности формирования лексической системы у детей с общим недоразвитием речи

Марина Остапчук
Особенности формирования лексической системы у детей с общим недоразвитием речи

В логопедии как педагогической науке понятие "общее недоразвитие речи" применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.

Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с общим недоразвитием речи, общим для них является системное недоразвитие речи.

При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

В настоящее время формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Дети с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, но употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. В словаре детей с общим недоразвитием речи преобладают существительные, сравнительно мало глаголов и прилагательных, особенно обозначающих отвлеченные понятия. Наблюдается большое количество замен и смешений слов по семантическому признаку; большое количество случайных ассоциаций, что свидетельствует о несформированности семантического поля у детей с общим недоразвитием речи. Нередко одни слова дети с речевой патологией употребляли в чрезмерно широком значении, а другие слова в слишком узком. Это связано с неверным пониманием значений слов.

У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечено значительное количество ненормативных словообразований, которые не характерны для детей с нормальным речевым развитием.

Характерными особенностями ответов детей с общим недоразвитием речи являются их повторяемость и однотипность. Чем ниже уровень речевого развития ребенка, тем больше количество замен одного названия другим встречается в речи, а замещающие слова менее удачно подходят к заменяемым. Процесс поиска слова у детей с нормальным речевым развитием происходит быстро и автоматизированно, а у детей с общим недоразвитием речи этот процесс осуществляется медленно и развернуто.

Развитие лексики в норме и в условиях патологии характеризуется рядом общих черт и закономерностей. Сходство проявляется в общем, поступательном характере, в закономерностях и последовательности усвоения детьми различных сторон родного языка. Овладение языком детьми с общим недоразвитием речи является таким же сложным поступательным процессом, как и при нормальном развитии речи. Но дети с общим недоразвитием речи медленно и своеобразно продвигаются в овладении родным языком. У них не складывается система взаимосвязанных действий и операций с элементами языка. А это задерживает развитие их речи.

Дети с общим недоразвитием речи не могут самостоятельно, без помощи извне стать на единственно правильный путь формирования речи – онтогенетического развития речи нормальных детей.

Логопедическую работу с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерностей становления детской речи в норме и патологии. Система логопедического воздействия должна опираться на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции.

В отечественной логопедии нарушение речи никогда не рассматривалось вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психологического развития должна быть в центре внимания логопеда. Параллельно с логопедической работой необходимо проводить с детьми занятия по развитию их внимания, памяти и т. п. Словарь дошкольников с общим недоразвитием речи нуждается не только в количественном, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово – является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Можно подчеркнуть, что неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу. Именно значение служит пониманию и более точному восприятию речи. Умение ребенка понимать значение слов позволит ему осознанно владеть языком, обогатит его речь, повысит словесную культуру.

Основная задача логопедической работы заключается в том, чтобы помочь детям с общим недоразвитием речи устранить недостатки, наблюдающиеся в их речи, приблизить уровень практического владения ими лексикой к норме, т. е. научить детей пользоваться речью как средством общения. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Нельзя думать, что однажды употребленное слово навсегда войдет в активную речь детей с общим недоразвитием речи. Даже когда значение слова уже знакомо ребенку, для его воспроизведения в большинстве случаев требуется многократное повторение. Важно, чтобы у детей происходило не формативное накопление слов, а подготавливалось сознательное их использование в самостоятельной речи.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.

Поэтому развитие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, можно обеспечить при условии проведения систематической, целенаправленной и дифференцированной логопедической работы. Своевременная коррекция является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Публикации по теме:

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольниковВлияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Особенности формирования лексической системы у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 18 апреля 2014 в 09:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки