Получи документы

Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Инна Педосенко
Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Особое место в становлении социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Вырастая, он переносит свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений на взрослую жизнь. Как показывает практика, не все педагоги своевременно уделяют должное внимание формированию межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Это и определило выбор темы нашей работы.

Публикация «Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель нашей работы: разработать и апробировать систему занятий, направленных на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

ОБЪЕКТ – коммуникативная сфера дошкольника.

ПРЕДМЕТОМ является процесс формирования межличностных отношений у детей в процессе общения.

Теоретическая часть нашей работы была направлена на освещение ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

В «Словаре по образованию и педагогике» В. М. Полонского дается следующее определение: «Общение – это основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у детей». По словам Е. О. Смирновой, общение со сверстниками – очень важный специфический канал информации. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект и организаторские умения, а доброта, отзывчивость, доброжелательность. Особую роль в формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста играет воспитатель. Педагог должен поддерживать доброжелательные отношения детей друг к другу, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях у каждого воспитанника.

Опытно-педагогическая работа проводилась в МБДОУ д/с ОВ № 6 станицы Кущевской на базе старшей группы «Гномики» и имела целью разработку и апробацию серии занятий по формированию межличностных отношений у дошкольников.

С целью определения круга значимого ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам, мы провели социометрическую методику «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской).

В ходе исследования каждому ребенку предлагалось посмотреть на два нарисованных на листе бумаги домика и представить себе, что красный домик принадлежит ему, в нем много красивых игрушек и можно пригласить сюда всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Ребенку необходимо было подумать и решить, кого из ребят своей группы он пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике. Ответы детей заносились в специальную таблицу (матрицу, в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивался порядковый номер, который являлся одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволила нам выявить его положение в группе, то есть социометрический статус.

Анализ социоматрицы показал, что в экспериментальной группе можно выделить следующие типы социометрического статуса:

«популярные» получили в два раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов;

«предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезды»);

«пренебрегаемые» или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

На основе социоматрицы мы построили социограмму, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу. Из социограммы видно наличие положительных группировок в коллективе и взаимоотношения между ними, то есть симпатии и контакты.

Для уточнения полученных результатов нами был проведен метод вербальных выборов. В индивидуальной беседе мы задавали ребенку следующие вопросы:

1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем никогда не станешь

2. Кого бы ты позвал к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь

3. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом, а с кем нет

В результате беседы каждый ребенок в группе получил определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. На основе этих данных нами была составлена социоматрица, отражающая предпочтения каждого воспитанника. По результатам данной методики, в группе сверстников оказалось больше детей со статусной категорией «популярный» и «предпочитаемый». В целом результаты двух диагностик не имеют кардинальных различий.

За основу построения занятий, направленных на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста мы взяли программу коррекционных игр и занятий, разработанную Т. Д. Марцинковской и представленную в книге «Детская практическая психология».

Работа проводилась в четыре этапа, каждый из которых преследовал определенную цель:

1 этап: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

2 этап: научить детей правильно воспринимать сверстников их движения, действия, слова.

3 этап: дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.

4 этап: организация совместной продуктивной деятельности детей, где ребятам нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими.

Итак, задача первого этапа: преодоление отчужденной позиции со стороны сверстников. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх. С этой целью мы проводили игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Примеры таких игр: «Добрые волшебники», «Волшебные очки» и т. д.

Следующий этап коррекционной работы был направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников их движения, действия, слова. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. На формирование этой способности направлены многие детские игры, например «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Бабушка Маланья».

На третьем этапе работы по формированию межличностных отношений дошкольников необходимо было дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Приведем несколько примеров таких игр, которые стимулируют взаимопомощь и заботу о других: «Старенькая бабушка», «Шляпа волшебника».

На четвертом, заключительном этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими: «Рисуем домики», «Мозаика в парах», «Рукавички».

Итак, разработанная нами серия занятий способствовала сплочению детей экспериментальной группы. На наш взгляд, удалось научить детей элементарно договариваться о совместных действиях, соблюдать правила игры, действовать с учетом желаний товарищей. Ребята уяснили, что гораздо лучше играть сообща, не ссориться, принимать в игру всех ребят.

Таким образом, очень велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барто А. Любимые стихи. Белгород, 2012.

2. Богуславская З., Смирнова Е. Развивающие игры для дошкольников. – М. : 2011.

3. Бодалева А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – М. : 2013.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. : Просвещение, 2010.

5. Воронова А. П., Защиринская О. В. Азбука общения. – М., 2012.

6. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – М. : 2009.

7. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М. : Просвещение, 2013.

8. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. – М., 2004.

9. Даренская Л. Воспитание культуры общения / Л. Даренская // Ребенок в детском саду. – М., 2010.

10. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 2012.

11. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова. – М. : Издательство Оникс, 2011.

12. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова. – М. : Издательство Оникс, 2011.

13. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М. : Просвещение, 2009.

14. Кряжева Н. А. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 2011.

15. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Издательство «Москва» Ун-та, 2008.

16. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Педагогика, 2010.

17. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб. : Речь; М. : Сфера, 2011.

18. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. – М., 2012.

19. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов. – М. : «Академия», 2000.

20. Мясищев В. Н. Психология отношений : Избранные психологические труды. – Воронеж, 2009.

21. Нифонтова О. В. Психологические особенности управления конфликтами дошкольников со сверстниками. Череповец, 2001.

22. Нифонтова О. В. Учим детей разрешать конфликт. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

23. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : 2013.

24. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004.

25. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М. : Педагогика, 2011.

26. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

27. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : Учебное пособие. – М. : «Академия», 2012.

28. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1994. - № 6.

29. Смирнова Е. О., Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. – Воронеж: Изд. НПО «Модек», 2013.

30. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учебное пособие для учащихся СПУЗ. – М. : «Академия», 2013.

31. Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования. Глава 3 «Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», с. 18.

32. Фопель К. Как научить ребенка сотрудничать? М., 2003.

33. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 2010.

34. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.

Публикации по теме:

Программа оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для успешного формирования культуры общения детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов:.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 11:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД