МААМ-картинки

Особенности формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста

Анастасия Анатольевна Ефремова
Особенности формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста

Для формирования нравственных качеств лучше всего подходит именно дошкольный возраст. Разумеется, начинать прививать основы нравственности необходимо как можно раньше, однако в среднем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для развития нравственности в силу ряда особенностей. К таковым можно отнести следующее.

1. В среднем дошкольном возрасте появляется произвольность в процессах памяти и произвольность и осознанность в восприятии и внимании ребенка, что позволяет целенаправленно прививать нужные социуму нравственные качества.

Публикация «Особенности формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Постепенно происходит развитие волевых качеств личности, что благотворно сказывается на развитии взаимопомощи, формировании культуры поведения.

3. Так как наглядно-образное мышление является преобладающим в данном возрасте, это очень важный этап психического развития, поскольку наглядно-образное мышление способствует формированию полноценной личности ребенка, умеющего моделировать жизненные ситуации, видеть мир во взаимосвязи явлений, помогает бережно относиться к людям, природе, животному миру, обществу и мыслить образами и представлениями.

4. Активное развитие эмоциональной сферы, особенно в области межличностных отношений позволяет формировать гуманность и доброжелательность во взаимоотношениях.

5. Так как появляются осознанные привязанности, а связь между родными людьми и ребенком остается особенно прочной, это становится основой для развития патриотических и гражданских качеств.

Все перечисленные особенности детей среднего дошкольного возраста позволяют решать задачи формирования нравственного поведения и нравственных качеств личности в названный возрастной период.

Для того, чтобы формирование нравственных качеств стало эффективным, необходимо обратиться к существующим концепциям формирования и развития нравственности в дошкольном возрасте.

Первой необходимо назвать концепцию «моральной ответственности. Ж. Пиаже выделил несколько этапов развития нравственности и морали (моральной ответственности) у детей. Дошкольный возраст выделен в отдельный период (от 0 до 7 лет) – это возраст, когда моральную ответственность ребенка можно охарактеризовать как «объективную», то есть ребенок оценивает свое поведение исходя из его последствий. Данная концепция слабо отражает процесс формирования нравственности и морали дошкольника. Кроме того, она не разделяет дошкольное детство на периоды, так как автор не видел в этом необходимости. Между тем психолого-педагогические характеристики младшего дошкольного возраста, например, существенно отличаются от характеристик старших дошкольников.

Далее нужно отметить концепцию «морального развития», автором которой является Л. Колберг. В отличие от предыдущего автора здесь четко выделены периоды развития: от боязни наказания до формирования истинных моральных норм, соответствующих традициям и обычаям, принятым в конкретном обществе. Минусом данной концепции является тот факт, что кроме мотивов поведения автор не рассматривал никаких иных аспектов морали.

В концепции А. В. Зосимовского возрастные границы обозначены, связаны с этапами социализации. К сожалению, конкретно средний дошкольный возраст, который рассматривается в данной выпускной квалификационной работе, не выделен названным автором. А. В. Зосимовский выделяет три этапа в дошкольном детстве : от 0 до 3 лет, от 3 до 6 лет, и старше 7 лет. Если связывать его концепцию со средним дошкольным возрастом, то он попадает в градацию второго этапа, на котором ребенок ориентируется в моральном поведении на людей (взрослых, которые для него особенно значимы.

Г. А. Урунтаева дошкольный период разделила на два основных этапа по отношению к нравственному и моральному развитию. При этом, к сожалению, четко возрастные границы указанный автор не определила. Можно предположить, что средний дошкольный возраст находится на стыке двух периодов, когда ребенок постепенно отходит от варианта, когда он вообще не отвечает за свои поступки, и начинает осознавать и отвечать за свои действия.

Коллектив авторов под руководством Л. М. Аболина разработал концепцию духовно-нравственного развития личности ребенка. Характерная черта данной концепции состоит в том, что нравственность ребенка представляет собой систему. При недоразвитии или неразвитости хотя бы одного элемента системы духовность как качество полностью теряется. Для развития нравственных качеств ребенка используются два основных пути. В системе образования нравственность формируется посредством восприятия традиций и обычаев, принятых в обществе. Второй путь предполагает личный пример уже развитой нравственной личности. Несмотря на тот факт, что данная концепция разрабатывалась для школьников, она может быть применена и для дошкольного периода.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 августа 2022 в 18:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД