Анастасия Анатольевна Ефремова
Особенности формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для формирования нравственных качеств лучше всего подходит именно дошкольный возраст. Разумеется, начинать прививать основы нравственности необходимо как можно раньше, однако в среднем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для развития нравственности в силу ряда особенностей. К таковым можно отнести следующее.
1. В среднем дошкольном возрасте появляется произвольность в процессах памяти и произвольность и осознанность в восприятии и внимании ребенка, что позволяет целенаправленно прививать нужные социуму нравственные качества.
Публикация «Особенности формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Постепенно происходит развитие волевых качеств личности, что благотворно сказывается на развитии взаимопомощи, формировании культуры поведения.
3. Так как наглядно-образное мышление является преобладающим в данном возрасте, это очень важный этап психического развития, поскольку наглядно-образное мышление способствует формированию полноценной личности ребенка, умеющего моделировать жизненные ситуации, видеть мир во взаимосвязи явлений, помогает бережно относиться к людям, природе, животному миру, обществу и мыслить образами и представлениями.
4. Активное развитие эмоциональной сферы, особенно в области межличностных отношений позволяет формировать гуманность и доброжелательность во взаимоотношениях.
5. Так как появляются осознанные привязанности, а связь между родными людьми и ребенком остается особенно прочной, это становится основой для развития патриотических и гражданских качеств.
Все перечисленные особенности детей среднего дошкольного возраста позволяют решать задачи формирования нравственного поведения и нравственных качеств личности в названный возрастной период.
Для того, чтобы формирование нравственных качеств стало эффективным, необходимо обратиться к существующим концепциям формирования и развития нравственности в дошкольном возрасте.
Первой необходимо назвать концепцию «моральной ответственности. Ж. Пиаже выделил несколько этапов развития нравственности и морали (моральной ответственности) у детей. Дошкольный возраст выделен в отдельный период (от 0 до 7 лет) – это возраст, когда моральную ответственность ребенка можно охарактеризовать как «объективную», то есть ребенок оценивает свое поведение исходя из его последствий. Данная концепция слабо отражает процесс формирования нравственности и морали дошкольника. Кроме того, она не разделяет дошкольное детство на периоды, так как автор не видел в этом необходимости. Между тем психолого-педагогические характеристики младшего дошкольного возраста, например, существенно отличаются от характеристик старших дошкольников.
Далее нужно отметить концепцию «морального развития», автором которой является Л. Колберг. В отличие от предыдущего автора здесь четко выделены периоды развития: от боязни наказания до формирования истинных моральных норм, соответствующих традициям и обычаям, принятым в конкретном обществе. Минусом данной концепции является тот факт, что кроме мотивов поведения автор не рассматривал никаких иных аспектов морали.
В концепции А. В. Зосимовского возрастные границы обозначены, связаны с этапами социализации. К сожалению, конкретно средний дошкольный возраст, который рассматривается в данной выпускной квалификационной работе, не выделен названным автором. А. В. Зосимовский выделяет три этапа в дошкольном детстве : от 0 до 3 лет, от 3 до 6 лет, и старше 7 лет. Если связывать его концепцию со средним дошкольным возрастом, то он попадает в градацию второго этапа, на котором ребенок ориентируется в моральном поведении на людей (взрослых, которые для него особенно значимы.
Г. А. Урунтаева дошкольный период разделила на два основных этапа по отношению к нравственному и моральному развитию. При этом, к сожалению, четко возрастные границы указанный автор не определила. Можно предположить, что средний дошкольный возраст находится на стыке двух периодов, когда ребенок постепенно отходит от варианта, когда он вообще не отвечает за свои поступки, и начинает осознавать и отвечать за свои действия.
Коллектив авторов под руководством Л. М. Аболина разработал концепцию духовно-нравственного развития личности ребенка. Характерная черта данной концепции состоит в том, что нравственность ребенка представляет собой систему. При недоразвитии или неразвитости хотя бы одного элемента системы духовность как качество полностью теряется. Для развития нравственных качеств ребенка используются два основных пути. В системе образования нравственность формируется посредством восприятия традиций и обычаев, принятых в обществе. Второй путь предполагает личный пример уже развитой нравственной личности. Несмотря на тот факт, что данная концепция разрабатывалась для школьников, она может быть применена и для дошкольного периода.