Холодилина Виктория
Особенности формирования образа семьи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование образа семьи у детей начинается с раннего детства – в самой семье, а потом – в дошкольном образовательном учреждении. Именно в дошкольный период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с окружающим его миром, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям.
И. С. Кон «семья – это первичный институт социализации ребенка, где он получает знания и представления о родственных отношениях, ролевом поведении, функциях семьи и ее членов».
Публикация «Особенности формирования образа семьи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В семье рождается понимание образа семьи, семейных традиций и взаимоотношений, нравственно-эмоциональное отношение ребенка к будущей семейной жизни.
Система ценностей, заложенная ребенку в детстве, во многом определяет весь ход его дальнейшего развития.
Общее понятие Семья :
-Большой энциклопедический словарь «Малая группа людей, основанной на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
- Словарь С. И. Ожегова «Семья – это группа живущих вместе с родственниками, объединенная общими интересами».
- Л. Б. Шнейдер в своей книге «Основы семейной психологии» приводит следующее определение: «Семья – это сложное многоаспектное образование, которое рассматривается как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений».
На основе всех определений, можно выделить основные составляющие понятия «семья». Итак, семья – это социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, проживающая вместе, связанная общим бытом и интересами, ответственностью, взаимопомощью и являющаяся источником социальных установок. Семья влияет на процесс первичной социализации ребенка и на формирование у него образа семьи.
Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка.
«Образ семьи» - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование которого происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т. д.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста,
Задачи:
1. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
2. Развитие инициативы и творчества.
3. Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.
4. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.
5. Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
6. Вовлечь родителей и воспитанников в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Свою систему работы веду по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями
На первом этапе в процессе организации содержания сотрудничества детского сада и семьи с целью формирования интереса к своей семье, воспитания любви и бережного отношения к членам своей семьи воспитателем были использованы разные формы работы :
Беседы:
«Моя семья»;
«Моя мама, мой папа» (расширение представлении детей о родителях);
«Отдыхаем всей семьей»;
«Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);
«Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);
«Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома).
Дидактические игры:
«Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье);
«Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе, своей родословной);
«Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими).
На втором этапе Интересная и большая работа была проведена родителями вместе с детьми по созданию «Семейного альбома» - своеобразного рассказа детей о самом главном : о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках. Создание альбома:
«Моя семья»
С точки зрения воспитателей ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи : действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи.
Также была организованы выставки «мой дом россия» и «народные промыслы», «наша дружная семья»
В детском саду был объявлен конкурс на «Мисс и мисер 2021», глее родители подошли с творчеством, креативом и проделали большую работу со своими детьми.
Для того чтобы дети узнали больше о жизни своих родителей, об их детстве была предложена такая форма работы как составление семейных историй. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архивы, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, ромашка имен («Как меня называют дома») и др.
В результате такой работы у каждого ребенка осталась на память небольшая самодельная книжка ( например: «История семьи Ивановых» и т. п., которая является семейной реликвией, а порой и первым более или менее полным изложением истории данной семьи. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому было предложено попробовать записать игры, в которые играют в семьях – так возникла идея создания «копилки» семейных игр.
- родительские собрания : «Счастлив тот, кто счастлив дома»;
3 этап работы - привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей. Для формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиции в семье. Для этого родителям предложили привлекать детей к участию в семейных праздниках: сделать своими руками подарок, изготовить приглашения, прибрать и оформить комнату, украсить праздничный стол. Для укрепления семьи и можно сделать один вечер в неделю «семейным вечером» - общая игра, ужин всей семьей, прогулка.
В работе с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.
Таким образом, анализируя опыт работы, мы еще раз убедились, что воспитатель должен хотеть и уметь работать с детьми; лучше, если в своей работе он найдет единомышленников (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, но главное – наладить сотрудничество с родителями. Именно тогда, используя разнообразные формы работы в зависимости от ситуации, потребностей детей и родителей, их интересов, ему удастся достичь хороших результатов.
Значение «образа семьи» заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; в процессе формирования «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности. Все это приводит к определенному отношению к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ семьи» влияет на построение определенных детско-родительских отношений и на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Важнейшими структурными компонентами образа семьи являются представления о семейном укладе, о функциях семьи, о семейных ролях, иерархии семейных отношений, семейных традициях и ценностях.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
В связи со сложившейся ситуацией в нашей стране, многие мероприятия (родительские собрания, консультации, беседы, организационные моменты) связаные с участием родителей были проведены в месседжерах, таких как вайбер, ватсап, зум и так далее, выставки детских работ организовывались в холле детского сада.