МААМ-картинки

Особенности формирования поликультурной компетентности дошкольников в процессе организации тематической недели

Елена Мудрецова
Особенности формирования поликультурной компетентности дошкольников в процессе организации тематической недели

Особенности формирования поликультурной компетентности дошкольников в процессе организации тематической недели «Феодор Ушаков – защитник Отечества».

Е. Ю. Мудрецова

МАДОУ "Детский сад № 36 " (г. о. Саранск)

Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Публикация «Особенности формирования поликультурной компетентности дошкольников в процессе организации тематической недели» размещена в разделах

Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребёнка в духе патриотизма. Именно в дошкольном возрасте в сознании ребёнка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Для педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества, всегда важен и актуален.

Не случайно именно сейчас коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному отечественному наследию.

Воспитание патриота, любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Каждый край знаменит тем, что здесь жили люди, которые известны всей стране, и даже всему миру. Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста знали, чем знаменит их родной край, кто из великих людей здесь жил, какие боевые и трудовые подвиги совершены на этой земле.

Поэтому в рамках инновационной деятельности «Формирование творческой личности ребёнка-дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии», реализуемой в нашем дошкольном учреждении, мною была разработана тематическая неделя "Феодор Ушаков - защитник Отечества" для детей старшего школьного возраста.

Народ России всегда защищал своё Отечество, родную землю от врагов. Важная задача, стоящая перед родителями, педагогами - воспитать человека, способного гордиться своим Отечеством, уважать и защищать его. Обидно, что сейчас дети куда лучше знают о подвигах американского киногероя Рембо, чем о героях русской истории: Александре Невском, М. В. Ломоносове, М. И. Кутузове, А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове.

Поэтому я поставила перед собой цель: познакомить детей с жизнью и подвигами адмирала российского флота Ф. Ф. Ушакова, который имел корни в нашем Мордовском крае. А также определила задачи:

• провести анализ научно - методической литературы по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

• изучить литературу по ознакомлению с жизнью и деятельностью Ф. Ф. Ушакова;

• разработать комплекс мероприятий по повышению уровня патриотического воспитания старших дошкольников.

Считаю, что в результате изучения материала по данной теме у дошкольников повысится уровень знаний об Ушакове - защитнике Отечества, расширится кругозор и сформируются чувства патриотизма.

Свою работу я начала с изучения и подбора литературы. Сначала собрала информационный материал для педагогов, родителей и детей дошкольного возраста о жизни и деятельности Ф. Ушакова, о Санксарском монастыре, о Свято - Фёдоровском кафедральном соборе. Подготовила необходимый фотоматериал, который сканировала из разных источников. Составила картотеку пословиц и поговорок о защитниках Отечества, разработала интегрированную деятельность с детьми и развлечения. Так же оформила выставку детских рисунков совместно с родителями на морскую тематику.

Присягаешь на верность Отечеству,

Исполняешь свой воинский долг

От беды защищать человечество

Наступил неизбежный твой срок.

Героико - патриотическая тема была и остаётся всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины - эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они. Поэтому ознакомление с Ф. Ушаковым включено в перспективный план по ознакомлению детей с городом Саранском в старшей и подготовительной к школе группах.

Работа по данной теме велась планомерно в разных видах деятельности.

Чтобы детям было интересно, старалась преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально. Начинала с того, что вместе с детьми читали книги: "Они защищали Москву" С. Алексеева, "Твои защитники" Л. Кассиля и др. Беседовали по содержанию прочитанного и прежде всего о защитниках Отечества:

- Кто такие защитники Отечества?

-Какими они должны быть?

-Хотели бы вы быть похожими на них?

-Что главное для защитника Отечества?

Детям было дано задание - узнать у родителей о героях русской истории. Многие родители охотно откликнулись. В результате дети узнали о М. И. Кутузове, А. В. Суворове.

Так же дети учили стихи, пословицы, поговорки о защитниках; рисовали на морскую тематику; слушали музыку Н. А. Римского - Корсакова "Море", шум прибоя в грамзаписи; пели песни "Крейсер Аврора"-муз. В. Шаинского, "Морской капитан"- муз. М. Протасова, "Юнги"- муз. Е. Шмакова. Во время работы над данной темой я поняла, что детям это интересно. Они увлечённо слушали и запоминали.

После предварительной работы я познакомила детей с жизнью и подвигами русского флотоводца, адмирала Ф. Ф. Ушакова. А так же рассказала, как люди помнят о героях русской истории и, в частности, как чтят память об Ушакове в нашей республике, какие достопримечательности в его честь есть городе Саранске. Наши дети хорошо знают бульвар Ушакова в центре города, Свято-Федоровский кафедральный собор - главный храм Республики Мордовии, памятник адмиралу Российского флота Ф. Ф. Ушакову.

Литературный праздник "Аты - баты - вот такие мы солдаты", который мы провели, вызвал у детей положительные эмоции. Ведь праздники героико -патриотической тематики одновременно и учат и воспитывают наших детей. Здесь они по - настоящему играют в военных, маршируют в строю, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, а где реальность.

Конечно, вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной, вдумчивой работы. Но она необходима, так как создаёт благоприятные условия для воспитания у дошкольников любви к Родине и её защитникам. Знакомя с именем Ф. Ушакова, мы приобщаем детей к культуре и искусству родного города и формируем у них поликультурную компетентность.

Публикации по теме:

Особенности формирования элементарных математических представлений у слабовидящих дошкольников Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности Детские игры и игровая деятельность – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов.

Развитие самостоятельности у младших дошкольников в процессе формирования культурно-гигиенических навыков «Развитие самостоятельности у младших дошкольников в процессе формирования культурно-гигиенических навыков» Детская самостоятельность в.

Формирование здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается, что уровень здоровья.

Особенности формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников Старший дошкольный возраст закономерно привлекает внимание исследователей на протяжении всей истории становления педагогики. Представители.

Особенности формирования нравственных установок дошкольников Обозначенная Федеральным стандартом система ценностей ратифицирует границы социокультурной активности ребенка, являясь регулятором деятельности.

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений,.

Семинар-лекция для педагогов «Особенности формирования самостоятельности у дошкольников в процессе самообслуживания» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №10 д/с "Аленушка" Cеминар - лекция для педагогов "Особенности формирования.

Статья «Использование фольклора в процессе формирования математических представлений дошкольников» Статья «Использование фольклора в процессе формирования математических представлений дошкольников» Понятие «детский фольклор» вошло в науку.

Технология формирования этнологической компетентности у дошкольников посредством создания мордовской народной куклы Консультация для педагогов Тема: Технология формирования этнологической компетентности у дошкольников посредством изготовления и создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования поликультурной компетентности дошкольников в процессе организации тематической недели
Опубликовано: 24 января 2019 в 08:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД