Лучший педагог года

Особенности формирования нравственных установок дошкольников

Вера Удовиченко
Особенности формирования нравственных установок дошкольников

Обозначенная Федеральным стандартом система ценностей ратифицирует границы социокультурной активности ребенка, являясь регулятором деятельности личности в социуме и обуславливает модель, порядок жизни и функционирует в виде стереотипов поведения. В практической деятельности воплощением ценностей являются нормы. Моделирование процесса формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста предусматривает учет возрастных особенностей и выделение содержательной структуры нравственных ценностей детей данной возрастной группы. Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций.

Публикация «Особенности формирования нравственных установок дошкольников» размещена в разделах

Содержание данной процессуальной деятельности заключается в становлении и развитии в ребенке первых моральных оценочных качеств и суждений. В процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей развивается способность понимать и уяснять, что такое норма поведения, формируется отношение к ней, результаты соблюдения норм поведения и их последствия при несоблюдении и т. д.

Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание личности не совершается только в раннем возрасте, а продолжается в течение всей жизни, поэтому очень существенным и важным является фундаментальное основание формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. Определяющим фактором этого аспекта воспитания подрастающего поколения ученые определяют окружающую действительность как в макро- и микро-системах, так и в экосистеме.

В связи с этим, обозначим этапы формирования нравственных ценностей у старших дошкольников. Обобщая исследования Л. Гладких, выделим основные возрастные этапы нравственного развития дошкольников :

– Первый год жизни характерен потребностью ребенка в эмоционально-телесном контакте с матерью, что является первой социально-нравственной потребностью. В процессе такого общения формируется начальная форма эмоционально-нравственного понимания речи, доверие, открытость окружающему миру.

– Последующие два года ребенка характеризуются осваиванием предметного мира с уяснением смысла и назначения объектов познания. Создание необходимых условий способствует формированию такой нравственной ценности как сочувствие, которое закладывает нравственную ориентировку ребенка в мире.

– В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) «в общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл : «добрый–злой», «хорошо–плохо», «можно–нельзя–надо», что обеспечивает конструктивные отношения с окружающим миром. Ребенок к концу третьего года приобретает доверие, милосердие и послушание; трудолюбие и потребность помогать старшим, заботиться о них.

– В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) к уже сформировавшимся нравственным качествам добавляются такие как умение подчинять свои желания требованиям других, ответственность за порученное дело, развиваются религиозные чувства, любовь к Богу.

– Для детей 5–6 лет характерно умение управлять своим поведением, формирование религиозных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о добре и зле, справедливости. Духовно-нравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и изобразительной деятельности обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети 5–6 лет способны идентифицировать себя с другими взрослыми, персонажами сказок. Доверие ко взрослым и подражание им позволяет принять такую норму поведения, как правдивость.

– В шесть-семь лет происходит осознание своего «Я». Целостность осознания у детей 6–7 лет собственного «Я», как устойчивое и определяющее личностное основание, сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста.

Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников предусматривает развитие и воспитание таких качеств личности как мотивация к социально-моральному поведению, эмоционально-чувственная реакция на явления окружающей действительности, которые в последующем развитии ребенка формируются в единую систему.

Анализируя компоненты формирования мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных составляющих нравственного воспитания дошкольников, С. Козлова выделяет ряд этапов формирования нравственных ориентаций дошкольников, указывая, что они осуществляются за алгоритмом: предварительный этап; - базовый этап;

-художественно - ознакомительный этап: - эмоционально - действенный

Содержание каждого этапа становления личности ребенка согласовывается в соответствии с программой развития и воспитания старших дошкольников и младших школьников, таких как программа С. Козловой «Я — человек!», Р. Буре «Дружные ребята» и др.

Публикации по теме:

Особенности формирования элементарных математических представлений у слабовидящих дошкольников Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях произведений детской литературы Проблема воспитания нравственных качеств, у старшего дошкольного возраста, приобретает особую актуальность в современном обществе. Политические.

Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей Введение. Ушедший век показал, что одни лишь достижения науки и экономики не могут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека.

Формирование нравственных чувств и нравственных представлений у дошкольников к семье Формирование нравственных чувств и нравственных представлений у дошкольников к семье. Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из.

Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.

Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ» Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Возможность усвоения.

Знакомство с религиозной культурой как способ формирования нравственных ценностей у школьников Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти,.

Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. 1. Значение пространственной ориентации для жизнедеятельности.

Содержание форм и методов формирования у дошкольников нравственных ценностей «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования нравственных установок дошкольников
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 22:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД