Получи документы

Особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях произведений детской литературы

Екатерина Решетникова
Особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях произведений детской литературы

Проблема воспитания нравственных качеств, у старшего дошкольного возраста, приобретает особую актуальность в современном обществе. Политические и социально-экономические перемены, в нашей стране вызвали трансформацию в таких сферах, как моральные и нравственные ценности в социуме. В нравственном воспитании современных детей возникли новые тенденции: детская книга уходит на второе место, выигрывает в данной борьбе аудио-видео техника, работа с компьютером ослабляет интерес к чтению книг. Замедляется процесс формирования ценностей старших дошкольников. Художественная литература является одним из средств воспитания нравственных чувств и оценки норм нравственного поведения. «Литературный герой - писала Л. М. Гурович – обладает огромной силой эстетического и нравственного воздействия на читателя; проникая во внутренний мир героя, сопереживая и содействуя с ним, человек глубже познает самого себя; вместе с героем он по-новому смотрит на окружающий мир, по-новому осознает его». (2,2) Литературный персонаж становится главной фигурой в литературе, через которого ребёнок переживает определенные эмоции. Герой передает свою реальность, в которой человек, получает эмоциональный отклик, выходящий за рамки того, что возможно получить в повседневной жизни. В результате изучения детской художественной литературы происходит формирование таких чувств, как доброта, справедливость, стыд и т. д., полученные представления из произведений, переносятся в жизненный опыт детей, однако это происходит постепенно. Тема моего исследования – особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях произведений детской литературы может иметь значимость в уточнении объективных оценок возможностей детей старшего дошкольного возраста в восприятии художественной литературы. И поиск методических средств, с помощью которых ребёнок сможет лучше понимать литературного героя.

Публикация «Особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях произведений детской литературы» размещена в разделах

Вопросы нравственного воспитания интересовали человечество на протяжении всего времени. Мыслители разных эпох трактовали эти понятия по-разному. Философ древней Греции Аристотель в своих трудах рассуждал о нравственности человека, как о добродетели. В ней заложены самые положительные нравственные качества человека, такие как дружелюбие, честность умение сопереживать и сострадать и т. д. Концепции воспитания на принципах нравственности и гуманизма строили русские педагоги. Они развивали любовь к культуре и видели в этом силу совершенствования личности. В развитие этой проблемы внесли большой вклад П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. Со временем понимание нравственности изменилось. У Ожигова С. И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуются человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В. А. Сухомлинский говорил, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить умению чувствовать другого человека, что он переживает, почему он поступил так, а не иначе. Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума». Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение (Якобсон С. Г.).

В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях, и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития. Основой нравственного воспитания является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие отношение к обществу, труду, людям. В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости. Нравственность – это внутренняя мораль, не показная, не для других – для себя. Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно, словом, и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства, художественное слово -через героев литературных произведений. Ребенок получает информацию об окружающей общественной жизни, знакомится с заинтересовавшими его событиями, пользуясь для этого разнообразными источниками. Ребенок запоминает то, что показалось ему интересным, важным. Информация об общественной жизни затрагивает не только ум, но и душу ребенка. Он переживает события, радуется или огорчается им, оценивает их моральными оценками «хорошо», «плохо». Переживание информации, а не только ее осознание делает эти знания значимыми для ребенка и, следовательно, вносящими вклад в формирование морального облика. «Знания сами по себе относительно нейтральны к нравственности, но, как только они затрагивают чувства ребенка, вызывая переживания, их информативная функция приобретает нравственное направление воздействия на личность». Существует мнение, что нравственная воспитанность личности основывается на формировании и развитии эмпатии в дошкольном возрасте. Эмпатия - способность эмоционально откликаться на эмоциональное состояние другого человека или одушевленного нами предмета и явления. В конечном счете это способность быть добрым и чутким к чужим бедам и радостям. «Эмпатия - одна из основных стержневых линий, ведущих к нравственному совершенствованию личности, к освоению моральных норм и правил поведения ребенком, носителем и транслятором которых служит взрослый, и отчасти группа сверстников, являющаяся хотя и чрезвычайно важной, но побочной дополнительной линией нравственного воспитания личности». Подходы к формированию нравственной направленности личности лежат в пласте возникновения и развития мотивов и эмоций, и их невозможно заменить чисто рассудочными путями обучения нормам и знаниям, пусть даже моральным, поскольку регуляция поведения и деятельности имеет свою специфику.

В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить дошкольника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт социального поведения. Социальное развитие дошкольников - это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения. У них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Художественная литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Концепция человека в литературе тесно связана с психологизмом как способом освоения внутреннего мира человека. Словарь литературоведческих терминов даё т следующее определение психологизма: «Психологизм в литературе - глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев : их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения». Исследованиями занимались Л. С. Выготский, Л. Гинзбург, В. Е. Хализев, А. П. Скафтымов, И. В. Страхов. Они выделили многочисленные приёмы психологического письма, к которым относятся: внутренняя и внешняя речь, анализ и самоанализ, прямая авторская характеристика, описание внешности, пейзаж и другие. В широком смысле под психологизмом подразумевается всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную характерность жизни людей, искусство и, в частности, литература создают не только общественные, но прежде всего психологические типы. Воссоздавая тот или иной характер, стержнем которого является, прежде всего, некая социальная определенность, писатель воплощает его в персонаже, создает как бы новую индивидуальность, личность, обладающую неповторимыми особенностями. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. С помощью художественной литературы дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство нравственного развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. Литература, по словам Е. А. Флериной, расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив. При чтении художественной литературы дошкольник постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих книгах, картах, рассказах. Любой читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Слушая рассказ, сказку, ребенок живо представляет их персонажей, и они кажутся ему абсолютно реальными, он верит в то, что они реально существуют. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. Книга формирует эмоциональную сферу человека, являясь собеседником, советчиком в его делах, помощником в решении проблем. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино. В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей спецификации они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения «Программой воспитания и обучения в детском саду», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая у детей любовь к животным, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, педагог помогает: «Вы правильно сказали, что Желтухин - это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; «Он. забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?». Нравственное воспитание дошкольников посредством литературы связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно подбирается литература. Для воспитания недостающих качеств М. М. Конина рекомендовала прием «сгущенности чтения» литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени. Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к хорошим поступкам. Вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он сделал, а позднее совершение хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и относиться к ним серьезно, с пониманием. Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку -- книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Таким образом, важную роль в формировании нравственного воспитания дошкольников играет художественная литература. Нравственное воспитание дошкольников посредством литературы связано с решением проблем, стоящих перед педагогами, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения.

Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Прекрасным средством исследования нравственного развития и изменения нравственного поведения становится художественная литература. Старший дошкольник еще не в состоянии отделить сказку от вымысла и сопереживая героям он способен открывать уровни развития своих качеств. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: педагоги постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Дошкольный период детства сензитивен для нравственного воспитания, формирования у дошкольников нравственного поведения, основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы героев и их поступков останутся с ними на долгие годы. Важная роль в нравственном воспитании дошкольников отводится художественной литературе. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Значение художественной литературы в нравственном воспитании велико. Это формирование доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. В литературе ребенок добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. В процессе исследования были изучены особенности нравственного воспитания старших дошкольников посредством художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Благодаря всей системе воспитательной работы в детском саду и, в частности, знакомству с произведениями художественной литературы, у детей формируется любовь к художественному слову, формируется читательский интерес, закрепляются элементарные нравственные представления о том, что хорошо и что плохо.

Публикации по теме:

Развитие морально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста В нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие.

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста» Тема моего доклада: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной.

Конспект НОД «Нехочуха» по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать уважительное отношение к домашнему труду взрослых и его результатам, вызвать желание помогать. Задачи: - Воспитывать отрицательное.

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 (дошкольные группы) Конспекты бесед по воспитанию.

Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Самойлович Анна Геннадьевна.

Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (5-7 лет, считается важным и ответственным этапом личностного формирования каждого человека. В этот период происходит.

Перспективный план полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Месяц Чтение художественной литературы Тема этических бесед Другие виды детской деятельности Сентябрь Э. Успенский «Что у мальчика в кармане».

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок» «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок» План самообразования воспитателя Алексеевой.

Развитие детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала 1 слайд\ тема Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по развитию детской инициативы у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях произведений детской литературы
Опубликовано: 22 октября 2018 в 21:47
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД