Папки-передвижки

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Елизавета Мальцева
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействия со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Возрастной диапазон игровых умений у детей

В 1,5-3 года – ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами- заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.

Публикация «Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников» размещена в разделах

В 3- 5 лет – может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие со сверстником.

В 5 – 7 лет – развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух- трех партнеров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Принципы организации сюжетной игры

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Сменить позицию «учителя» на позицию «играющего партнера».

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развивать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому, сверстнику.

Как более эффективно сформировать игровые умения у детей

На соответствующем возрастном этапе дети должны сразу сталкиваться перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, в затем переносят его в самостоятельную игру с различным содержанием.

В 1,5-3 года ребенок может «открыть» условное действие с предметом - заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера - взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие.

На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей.

С 3-3,5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры.

На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей, которой развертывается через взаимодействие одного персонажа с другим, введение новых персонажей.

После достижения 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ - творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры, воспитатель в совместной игре с детьми, должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Задача педагога по формированию игровых умений у детей в первой младшей группе

• привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу условного действия с сюжетными игрушками;

• привлекать ребенка к осуществлению необходимого условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

• ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера- сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Задача педагога по формированию игровых умений во второй младшей группе

• Формировать умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера (понимать, что в игре он не Данил, а «врач»).

• Формировать умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия (делаю укол, осматриваю больного, даю лекарства и т. д.).

• Формировать умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог (общаться как доктор с пациентом, а не как Данил с Машей).

• Формировать умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета (например, побыв врачом, стать пациентом).

Задача педагога по формированию игровых умений у детей в средней группе

• Переводить детей к более сложному ролевому поведению.

• Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.

• Формировать умение менять свою игровую роль и обозначать свою ролевую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Задача для педагога по формированию игровых умений у детей в старшей и подготовительной группе

• Переводить детей на новую более высокую ступень развития сюжетной игры, игру- фантазирование.

• Формировать умение детей выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания.

Ориентировать ребенка на партнеров- сверстников: обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров.

• Формировать умение детей комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Особенности сюжетно- ролевой игры :

1. Соблюдение правил.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

3. В сюжетно- ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемы ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя – мама» - говорит крошечная девочка, и примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита бабушкой, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящие чувства материнской любви к своему «ребеночку».

4. В ходе сюжетно- ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно- ролевой игре связанно с общим умственным развитием ребенка, с формированием интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои мультфильмов, которым они стремятся подражать. В следствии чего и замыслы игры становятся более стойкими. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.

5. В сюжетно- ролевой игре развивается воображение и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно- ролевых играх сочетается с импровизацией. Участники игры придумывают новые интересные эпизоды, комбинируя различные впечатления жизни, заменяют один предмет, другим.

6. Развитие речи.

Слово помагает ребенку выявить мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. С одной стороны, речь развивается и актуализируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Публикации по теме:

Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы на тему «Семья» Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы МКДОУ детский сад №22 «Алёнушка» Тема: «Семья» Дата.

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей среднего возраста «Лечение больных» Цель. Учить играть вместе, помогать друг другу, словно поддерживать диалог • Знакомство с новыми моментами игры • Воспитывать умение сотрудничать.

Конспект организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Магазин» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности Задачи: Образовательные задачи: - приучать детей распределять.

Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» в зоне ближайшего развития Дата: ДОО: МКДОУ «Маминский детский сад» Возрастная группа: вторая младшая Вид деятельности: сюжетно – ролевая игра Тема:"Кукла заболела".

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Педагогическая игра по проблеме организации сюжетно-ролевой игры АКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ: Педагогическая игра по проблеме организации сюжетно-ролевых игр.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Цель педагогического воздействия.

Тематическое планирование сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации Для тематического планирования сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации необходимо определить тематику сюжетно-ролевых.

Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду Марина Витальевна Мишина Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Значение предварительной работы при организации сюжетно-ролевой игры 1 Дошкольный возраст - это возраст игры. Всем известно, что дети дошкольного возраста много и с удовольствием играют. Они намного легче.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 16:48
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД