Соковых Татьяна
Сценарий занятия по экологии «Сказочный лес» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современное содержание воспитательно–образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Публикация «Сценарий занятия по экологии „Сказочный лес“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям, углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы.
Цель: уточнить и расширить знания о лесе, воспитывать бережное отношение к природе через приобщение к этнокультурному наследию народа.
Задачи:
-формировать навыки культуры поведения в природе;
-конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса;
-упражнять в умении различать деревья нашего края по листьям и плодам;
-развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
-развивать в детях чувство ответственности за окружающую природу.
-развивать и обогащать речь детей;
-вырабатывать умение быстро находить правильный ответ;
-воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
-воспитывать любовь к родной природе.
Зелё ная аксиома: принципиальная возможность гармонии природы и общества на основе знания экологического императива и готовности учиться мудрости у природы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование и материалы: письмо, иллюстрированный материал (ягоды малина, земляника, клюква, малина, черника, рябина, карточки для дидактической игры «Найди лишнее» (по 2 карточки на команду, карточки деревьев, листьев, хвои и плодов (по 8 штук, запись музыки «Шум леса и пение птиц», жетоны, карандаши цветные, круги из белой бумаги, медали.
Предварительная работа: занятия по познавательному развитию о лесе и его обитателях, занятия по рисованию, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных, разучивание пословиц о лесе, беседы об охране и бережном отношении к природе, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры, изготовление поделок совместно с родителями.
Планируемый результат:
Дети имеют знания о родном лесе, о различных деревьях, ягодах, грибах, животных. Знают, как бережно, доброжелательно относиться к природе. Умеют соблюдать элементарные правила поведения в лесу, наблюдать, сравнивать, видеть красоту природы.
Ход занятия.
Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам в группу пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие дети!
Помогите нам в нашем сказочном лесу навести порядок. Злая Баба-Яга наложила заклятие, и поселилась в лесу «мёртвая тишина» : птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в наш сказочный лес, не шумит в ветвях деревьев, насекомые и те разбежались. Заклятие могут снять только дети. Помогите, пожалуйста, нашему сказочному лесу, очень вас просим!
Лесные жители: Леший и Кикимора»
Воспитатель:
-Ребята, вы готовы отправиться в путешествие и помочь подавшим в беду обитателям леса? Ребята, а что такое лес?
Дети:
-Место, где растет много деревьев, кустарников, цветов; живут дикие животные, птицы и насекомые.
Воспитатель:
-Лес таит в себе манящие и увлекающие открытия, которые никогда не встретишь в городе. Это и невероятная природа (деревья, кустарники, птицы, насекомые, и чудесные разнообразные звуки, и запахи, это свежий воздух, и всегда отличное настроение
Но прежде, чем мы отправимся в путь, предлагаю вспомнить правила поведения в природе.
-Я сейчас рассказ начну, как себя вести в лесу.
А вы мне дружно помогайте и на вопросы отвечайте.
Вот пришли мы с вами в лес, Витя на сосну залез,
Три ветки он уже сломал, хорошо, что не упал!
Как считаете друзья, правильно он вел себя?
(Ответ детей, можно с небольшим пояснением)
Петя наш собрал дрова, для огромного костра.
Только рядом муравейник не заметил наш затейник.
Посоветуйте друзья, поджигать ему дрова?
(Ответ детей, можно с небольшим пояснением)
Всем обед сварила Маша, очень удалась ей каша,
Только банки из-под каши выбросила в кусты Маша.
Как считаете друзья, эта девочка права?
(Ответ детей, можно с небольшим пояснением)
Вот идет по лесу Валя, на ходу грибы пинает,
Мухомор пнет, или волнушку, и поганку, и свинушку.
Подскажите мне, ребята, в чем же Валя виновата?
(Ответ детей, можно с небольшим пояснением)
Ягоды нашел Давид, очень вкусные на вид.
Дети спорили, решали, все равно их есть не стали
Вот так ребята поступили, правильно они решили?
(Ответ детей, можно с небольшим пояснением)
Рома прыгал, да кричал всех зверюшек распугал.
Долго будут помнить Рому белочки в лесу сосновом.
Ну-ка, дайте мне ответ, прав наш Рома или нет?
(Ответ детей, можно с небольшим пояснением)
Света ежика нашла, в рюкзак сунула ежа.
«Я тебя домой возьму!» говорит она ему.
А теперь ответьте дети, что мы скажем нашей Свете?
(Ответ детей, можно с небольшим пояснением)
- Молодцы ребята. А теперь отправляемся в путь.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
Вот мы и в лесу.
Воспитатель:
-Вот мы пришли в лес
Здравствуй, лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
(С. Погореловский)
Из сказочного леса навстречу детям выходят Леший и Кикимора.
Кикимора: Я- Кикимора лесная.
Первая красавица,
Озорная, заводная,
Всем хочу понравиться!
Леший: Я- Леший. Я- хозяин этого леса.
Кикимора: Он небольшого роста
И одет довольно просто.
Нос — сучком, глаза — полушки,
Мхом поросшая макушка, из лишая борода
И со скрипом голова.
Леший:
-Зачем вы пришли в лес?
Дети:
-Мы пришли к вам на помощь.
Леший:
-Для того, чтобы чары злой волшебницы разрушить, вам нужно выполнить трудные задания викторины. Вы готовы?
Дети:
-Готовы.
Леший:
-Тогда мы начинаем викторину «Знатоки леса».
Каждый должен знать правила игры:
1. Нам нужно поделиться на 2 команды.
2. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
3. Если кто – то не ответил на вопрос, то ход переходит к следующему участнику другой команды.
4. За каждый правильный ответ даётся жетон (зеленый круг).
Разминка. Станция «Обгонялки»
Кикимора и Леший по очереди задают детям вопросы.
1. Какое дерево называют символом России? (берёза)
2. Какие лесные растения могут заменить мясо (грибы)
3. Как называется нос птицы? (клюв)
4. Как называется насекомое, дающее мёд? (пчела)
5. Какой лесной житель сушит грубы на деревьях? (белка)
6. Кто в лесу зимой спит? (медведь, барсук, ёж)
7. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
8. На каком дереве растут желуди? (на дубе.)
9. Не птичка, а с крыльями? (бабочка)
10. Как называется книга, в которую занесены исчезающие виды животных, растений, насекомых? (Красная книга)
Стация «Природная»
Дидактическая игра «Дерево-лист-плод». (Круги Луллия)
Цель игры: закрепление представлений детей о деревьях и их частях.
Леший и Кикимора предлагают детям рассмотреть картинку на большом круге, назвать, что на ней изображено. Затем дети на среднем круге подбирают к дереву соответствующий лист и на малом круге подбирают соответствующий плод.
За выполнение заданий команды получают по жетону.
Станция «Ягодная»
Дидактическая игра «Ягоды-дары природы»
Цель: расширение кругозора, закрепление представление о лесных ягодах.
Леший и Кикимора по очереди задают вопросы командам. Дети отвечают на вопрос и должны найти иллюстрацию ягоды, которую они угадали.
За правильный ответ ребенок получает жетон.
1. Какую ягоду любит есть медведь? (малину)
2. Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
3. Какие ягоды радуют нас в парке и лесах среди снежной зимы, а многих птиц спасает от голода? (рябина).
4. Какая ягода самая полезная для зрения и роста? (черника).
5. Не на шутку, а всерьез, куст колючками оброс. Темных ягодок сорви-ка. Что за кустик? (ежевика).
6. Отгадайте загадку: спелая, сладкая, красная, ароматная, в саду растет клубника, а в лесу? (земляника)
Леший и Кикимора: Ребята предлагаем вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки дружно разведем.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
Станция «Мудрая»
Кикимора:
-Ребята, какие пословицы про лес вы знаете?
Команды называют пословицы.
За ответ получают жетон.
1. Много леса – не губи, мало леса – береги.
2 Лес и вода – брат и сестра.
3. Враг природы тот, кто лес не бережет.
4. Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
Станция «Экологическая»
Дидактическая игра «Найди лишнее».
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Кикимора и Леший предлагают посмотреть рисунки на карточках и выделить предмет, который не подходит под единую классификацию. Дети должны объяснить свой выбор.
За правильный ответ ребенок получает жетон.
Станция «Художественная»
Леший:
-Представьте, что вы художники-иллюстраторы и вам нужно придумать и нарисовать эмблему для преодоления различных экологических проблем.
Придумайте и нарисуйте условные знаки:
а) Нельзя разводить костры в лесу.
б) Нельзя ловить бабочек и стрекоз.
в) Нельзя ломать ветки деревьев.
г) Нельзя разорять птичьи гнезда и разорять муравейники.
Фоновая спокойная музыка для творчества.
Дети садятся за столы и выполняют работу.
Готовые символы вместе с Лешим и Кикиморой дети приклеивают и делают памятку «Что запрещено делать в лесу». Каждая команда изготавливает свою памятку.
За работу каждая команда получает по жетону.
Запись «Звуки леса и пение птиц».
Леший:
-Послушайте, как красиво зазвучал лес. Колдовство злой Бабы-Яги разрушено.
Кикимора:
-Спасибо, дети, за то, что освободили от колдовства лесных жителей.
Леший и Кикимора подсчитывают жетоны у команд и объявляют победителей.
Кикимора:
-Вы справились со всеми трудными заданиями. Вы-настоящие знатоки леса! Все участники награждаются нами медалями «Знатоки леса».
Леший:
-Мы остаемся в лесу и будем охранять и следить за порядком в этом лесу. А вас, дети, мы всегда рады видеть в лесу. Приходите в гости. До свидания.
Леший и Кикимора уходят.
Рефлексия (итог) :
-Наше путешествие подходит к концу. Мы славно потрудились!
Кому мы помогали сегодня?
Куда мы сегодня ходили?
Что вам понравилось?
Что вызвало затруднения?
-Давайте же будем любить, ценить, уважать и оберегать природу.