Галина Фольмер
Особенности художественной деятельности детей с РАС
(Июль 2025)
Подготовила воспитатель Фольмер Г. Н.
Особенности художественной деятельности детей с расстройством аутистического спектра (РАС) обусловлены их особенностями восприятия, коммуникации, эмоциональной сферы и моторных навыков. Эти особенности влияют на способы, содержание и методы художественного творчества у таких детей. Ниже представлены основные характеристики и особенности художественной деятельности детей с РАС :
Интенсивность интересов и повторяемость
Публикация «Особенности художественной деятельности детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, РАС, РДА. Конспекты занятий
- Аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Дети с РАС часто проявляют сильный интерес к определённым материалам, техникам или темам. Их творчество может быть очень сосредоточенным и повторяющимся, что способствует развитию навыков и закреплению интереса.
Особенности восприятия и внимания
Восприятие у детей с РАС может быть узконаправленным или, наоборот, гиперчувствительным к определённым сенсорным стимулам (цветам, текстурам, звукам). Это влияет на выбор материалов и методов работы.
Структурированность и предсказуемость
Предпочтение структурированных заданий, четких инструкций и повторяющихся техник помогает снизить тревожность и повысить успешность в творчестве.
Особенности моторики
Возможны трудности с мелкой моторикой или, наоборот, повышенная моторная активность. Это требует адаптации материалов (например, использование крупной кисти или мягких материалов).
Эмоциональное выражение через искусство
У детей с РАС часто наблюдается затруднение в вербальной коммуникации, поэтому художественная деятельность становится важным средством выражения чувств, мыслей и внутреннего мира.
Минимизация социального взаимодействия
В большинстве случаев художественная деятельность у детей с РАС протекает индивидуально или в небольших группах без необходимости сложных социальных взаимодействий.
Использование визуальных средств
Визуальные материалы (рисунки, коллажи, аппликации) помогают лучше понять внутренний мир ребенка и стимулируют развитие восприятия.
Развитие сенсорных навыков
Работа с различными материалами способствует развитию сенсорной интеграции и моторных навыков.
Положительное влияние на эмоциональное состояние
Творчество помогает снизить тревожность, повысить самооценку и развить чувство удовлетворения от выполненной работы.
Индивидуальный подход
Важно учитывать личные предпочтения ребенка, его уровень развития и особенности восприятия при выборе техник и материалов.
Заключение:
Художественная деятельность у детей с РАС — это мощный инструмент развития коммуникационных навыков, эмоциональной сферы и моторики. Она должна быть структурированной, адаптированной под индивидуальные особенности ребенка и способствовать его личностному росту в комфортной для него среде.