Надежда Круглова
Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер. Воспитание детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.
Публикация «Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции» размещена в разделах
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а рече движение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги [2].
Учитывая возрастающую распространенность речевых расстройств и их негативное влияние на развитие речевой деятельности, актуальным является выявление характера сформированности речевых средств, разработка теоретических и методических обоснований для включения в логопедическую работу принципиально новых разделов, направленных на профилактику нарушений в речевом онтогенезе. Особую значимость приобретает необходимость включения в программу логопедического воздействия инновационных педагогических технологий, направленных на одновременное развитие речевых и моторных возможностей детей [1].
В связи с выше сказанным нам показалось интересным изучение особенностей формирования речи у детей дошкольного возраста, выявление взаимосвязей между мышлением и развитием речи, а также развитием речи и типом высшей нервной деятельности
Нами были обследованы 20 детей в возрасте 5-6 лет : из них 10 детей с нормальным речевым развитием (1 группа) и 10 детей, имеющих то или иное нарушение речи и посещающих логопедическую группу (2 группа). Основными причинами нарушений речи у детей были : поздний токсикоз матери, асфиксия плода, внутриутробная гипоксия плода.
При проведении методики по определению понятий было выяснено, что у 20% опрошенных 2 группы - низкий уровень развития речи, у 80% детей - средний уровень. В 1 группе 20% детей имели очень высокий уровень развития речи, 30% – высокий и 50% – средний уровень развития.
Анализ результатов исследования активного словарного запаса испытуемых 2 группы показал, что большинство детей (60%) имели низкий уровень развития речи, 40% имели средний уровень. В 1 группе 50% детей имели средний уровень развития речи и 50% - низкий уровень.
У детей с низким уровнем наблюдалось отсутствие интереса к предложенному заданию. Дети не могли сосредоточиться на задании, а также возникали трудности в понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка для описания вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят, а только с помощью наводящих вопросов они смогли описать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.
В группе детей с нормальным речевым развитием при выполнении задания не было выявлено никаких затруднений. Дети с интересом рассматривали отдельные картинки, давали им краткую характеристику, пытались проанализировать не только действие, а всю ситуацию в целом. Задание было выполнено самостоятельно, и лишь в некоторых случаях оказывалась помощь в виде вопросов. Для данного возраста объем рассказа достаточный, чтобы понять содержание картинки. Речь связна и последовательна.
При определении запаса слов, которые хранятся в активной памяти, во 2 группе 30% детей показали средний уровень развития речи, 40% - низкий уровень, 30% – очень низкий уровень. В 1 группе результаты были лучше: 60% имели средний, 20% - низкий, 20% – очень низкий уровень развития речи.
Результаты исследования пассивного запаса слов воспитанников 2 группы оказались следующие: у большинства исследуемых (70%) словарный запас развит средне и у 30% - высоко; в 1 группе - у 50% испытуемых словарный запас развит высоко и у 50% - средне.
При этом и в 1 и во 2 группах речь была гораздо лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
В ходе исследования была выявлена взаимосвязь между речевым развитием и логическим мышлением и вниманием: у 40% испытуемых 2 группы высоко развито образное и логическое мышление, произвольное внимание и восприятие цвета, формы, величины; 30% имели положительный результат, характеризующий «зону ближайшего развития ребенка»; 30% - слабо развитое логическое мышление, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности. У 70% испытуемых 1 группы высоко развито логическое и образное мышление; 20% имели средний результат, и лишь 10% - низкий.
Дети с нормальным развитием речи выполняли методику исследования с большим интересом и в основном самостоятельно. Лишь некоторые допускали ошибки.
Дети с нарушениями речи выполняли задание с трудностями и некоторые даже не понимали, что от них требуется. Было выявлено отсутствие положительного результата или выполнение задания с многочисленными ошибками, которые исправлялись с помощью взрослого.
Результаты диагностики развития элементов логического и образного мышления показали, что развитие мышления детей с нарушениями речи запаздывает, а значит, мы можем предполагать, что нарушение речи у ребенка может способствовать «торможению» его умственного развития.
Распределение типов высшей нервной деятельности среди детей оказалось следующим : у большинства испытуемых 2 группы (60%) преобладала I сигнальная система, художественный тип; 30% были отнесены к мыслительному типу, так как у них преобладала II сигнальная система, и у 10% обнаружен смешанный тип. В 1 группе, наоборот преобладающей была I сигнальная система (у 50%, 40% имели преимущественно мыслительный тип; и у 10% – смешанный тип ВНД.
Интересно, что у большинства мальчиков (77%) выявлен художественный тип, а у девочек преобладающим являлся мыслительный тип (63%).
При сравнении результатов 2 группы по речевому развитию в начале и в конце года выяснилось, что к концу года у всех детей произошли положительные изменения в развитии речи : в начале года у детей наблюдалась бедность словарного запаса, речь была монотонной и невыразительной; интерес к заданиям отсутствовал, наблюдалась неуверенность при их выполнении. К концу года у детей наблюдалась уверенность в себе, а также отсутствовал комплекс неполноценности из-за речевого дефекта. Это можно объяснить тем, что в течение года с детьми систематично и поэтапно проводилась коррекционно-логопедическая работа. Таким образом, дети, имеющие нарушение речи в результате занятий с логопедом к концу года почти достигли уровня детей с нормальным речевым развитием.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что у детей с нарушениями речи хуже развиты процессы мышления и произвольного внимания, что непременно будет отражаться на обучаемости детей – они будут испытывать затруднения при обучении в школе. Также следует отметить, что коррекционно–логопедическая работа эффективна в устранении дефектов речи среди детей дошкольного возраста.
Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо логопедам и воспитателям для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии у детей. Чем раньше диагностируется отставание в развитии речи у детей, и чем раньше начато осуществление необходимого коррекционно-развивающего воздействия, тем меньше выражена степень отставания на начальных этапах и тем больше вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты.
Список литературы:
1. Аксёнова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной педагогике /Аксёнова Л. И. // Дефектология. - 2002. - №3. С. 9 - 20.
2. Покровский В. М., Коротько Г. Ф. и др. Физиология человека; М., Медицина, 1998. - 368 с.