Лучший педагог года

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции

Надежда Круглова
Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции

По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер. Воспитание детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

Публикация «Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции» размещена в разделах

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а рече движение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги [2].

Учитывая возрастающую распространенность речевых расстройств и их негативное влияние на развитие речевой деятельности, актуальным является выявление характера сформированности речевых средств, разработка теоретических и методических обоснований для включения в логопедическую работу принципиально новых разделов, направленных на профилактику нарушений в речевом онтогенезе. Особую значимость приобретает необходимость включения в программу логопедического воздействия инновационных педагогических технологий, направленных на одновременное развитие речевых и моторных возможностей детей [1].

В связи с выше сказанным нам показалось интересным изучение особенностей формирования речи у детей дошкольного возраста, выявление взаимосвязей между мышлением и развитием речи, а также развитием речи и типом высшей нервной деятельности

Нами были обследованы 20 детей в возрасте 5-6 лет : из них 10 детей с нормальным речевым развитием (1 группа) и 10 детей, имеющих то или иное нарушение речи и посещающих логопедическую группу (2 группа). Основными причинами нарушений речи у детей были : поздний токсикоз матери, асфиксия плода, внутриутробная гипоксия плода.

При проведении методики по определению понятий было выяснено, что у 20% опрошенных 2 группы - низкий уровень развития речи, у 80% детей - средний уровень. В 1 группе 20% детей имели очень высокий уровень развития речи, 30% – высокий и 50% – средний уровень развития.

Анализ результатов исследования активного словарного запаса испытуемых 2 группы показал, что большинство детей (60%) имели низкий уровень развития речи, 40% имели средний уровень. В 1 группе 50% детей имели средний уровень развития речи и 50% - низкий уровень.

У детей с низким уровнем наблюдалось отсутствие интереса к предложенному заданию. Дети не могли сосредоточиться на задании, а также возникали трудности в понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка для описания вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят, а только с помощью наводящих вопросов они смогли описать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.

В группе детей с нормальным речевым развитием при выполнении задания не было выявлено никаких затруднений. Дети с интересом рассматривали отдельные картинки, давали им краткую характеристику, пытались проанализировать не только действие, а всю ситуацию в целом. Задание было выполнено самостоятельно, и лишь в некоторых случаях оказывалась помощь в виде вопросов. Для данного возраста объем рассказа достаточный, чтобы понять содержание картинки. Речь связна и последовательна.

При определении запаса слов, которые хранятся в активной памяти, во 2 группе 30% детей показали средний уровень развития речи, 40% - низкий уровень, 30% – очень низкий уровень. В 1 группе результаты были лучше: 60% имели средний, 20% - низкий, 20% – очень низкий уровень развития речи.

Результаты исследования пассивного запаса слов воспитанников 2 группы оказались следующие: у большинства исследуемых (70%) словарный запас развит средне и у 30% - высоко; в 1 группе - у 50% испытуемых словарный запас развит высоко и у 50% - средне.

При этом и в 1 и во 2 группах речь была гораздо лучше развита у девочек, чем у мальчиков.

В ходе исследования была выявлена взаимосвязь между речевым развитием и логическим мышлением и вниманием: у 40% испытуемых 2 группы высоко развито образное и логическое мышление, произвольное внимание и восприятие цвета, формы, величины; 30% имели положительный результат, характеризующий «зону ближайшего развития ребенка»; 30% - слабо развитое логическое мышление, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности. У 70% испытуемых 1 группы высоко развито логическое и образное мышление; 20% имели средний результат, и лишь 10% - низкий.

Дети с нормальным развитием речи выполняли методику исследования с большим интересом и в основном самостоятельно. Лишь некоторые допускали ошибки.

Дети с нарушениями речи выполняли задание с трудностями и некоторые даже не понимали, что от них требуется. Было выявлено отсутствие положительного результата или выполнение задания с многочисленными ошибками, которые исправлялись с помощью взрослого.

Результаты диагностики развития элементов логического и образного мышления показали, что развитие мышления детей с нарушениями речи запаздывает, а значит, мы можем предполагать, что нарушение речи у ребенка может способствовать «торможению» его умственного развития.

Распределение типов высшей нервной деятельности среди детей оказалось следующим : у большинства испытуемых 2 группы (60%) преобладала I сигнальная система, художественный тип; 30% были отнесены к мыслительному типу, так как у них преобладала II сигнальная система, и у 10% обнаружен смешанный тип. В 1 группе, наоборот преобладающей была I сигнальная система (у 50%, 40% имели преимущественно мыслительный тип; и у 10% – смешанный тип ВНД.

Интересно, что у большинства мальчиков (77%) выявлен художественный тип, а у девочек преобладающим являлся мыслительный тип (63%).

При сравнении результатов 2 группы по речевому развитию в начале и в конце года выяснилось, что к концу года у всех детей произошли положительные изменения в развитии речи : в начале года у детей наблюдалась бедность словарного запаса, речь была монотонной и невыразительной; интерес к заданиям отсутствовал, наблюдалась неуверенность при их выполнении. К концу года у детей наблюдалась уверенность в себе, а также отсутствовал комплекс неполноценности из-за речевого дефекта. Это можно объяснить тем, что в течение года с детьми систематично и поэтапно проводилась коррекционно-логопедическая работа. Таким образом, дети, имеющие нарушение речи в результате занятий с логопедом к концу года почти достигли уровня детей с нормальным речевым развитием.

Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что у детей с нарушениями речи хуже развиты процессы мышления и произвольного внимания, что непременно будет отражаться на обучаемости детей – они будут испытывать затруднения при обучении в школе. Также следует отметить, что коррекционно–логопедическая работа эффективна в устранении дефектов речи среди детей дошкольного возраста.

Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо логопедам и воспитателям для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии у детей. Чем раньше диагностируется отставание в развитии речи у детей, и чем раньше начато осуществление необходимого коррекционно-развивающего воздействия, тем меньше выражена степень отставания на начальных этапах и тем больше вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты.

Список литературы:

1. Аксёнова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной педагогике /Аксёнова Л. И. // Дефектология. - 2002. - №3. С. 9 - 20.

2. Покровский В. М., Коротько Г. Ф. и др. Физиология человека; М., Медицина, 1998. - 368 с.

Публикации по теме:

Роль фонематических процессов в развитии речи детей дошкольного возраста 1.1. Развитие фонематического слуха в онтогенезе. Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом.

«Роль якутских пословиц в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Звук.

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом.

Особенности связной речи детей дошкольного возраста Особенности связной речи детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Мусорина Татьяна Петровна воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Сказка».

Паспорт проекта «Лепбук как проектный продукт и средство коррекции речи у детей дошкольного возраста с ТНР» — 1 часть ПАСПОРТ ПРОЕКТА учителя-логопеда в/к ГКДОУ «Детский сад № 3 «Берёзка» города-курорта Ессентуки, Ставропольского края Носовой Алины Евгеньевны.

Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование и развитие процессов высшей психической.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции
Опубликовано: 28 марта 2017 в 17:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД