Ирина Вечерко
Особенности нарушения речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые на нарушения чтения как на самостоятельную патологию рече-вой деятельности указал А. Кауссмауль.
В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: алексия и дислексия. «Алексия» - для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия» - для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением. Эти термины происходят от латинского «lego», что означает «читаю».
Р. И. Лалаева определяет дислексия как качественное нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении.
Публикация «Особенности нарушения речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Согласно Л. С. Волковой, дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дислексия определяется как нарушение чтения, вызванное расстройством или не-сформированностью высших психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с минимальной мозговой дис-функцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной ре-чи, с церебральными параличами, с нарушениями слуха, у детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом, дислексия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.
Большинство авторов (М. Лами, М. Суле, Б. Хальгрен) отмечают нали-чие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постна-тальный период. Этиология дислексий связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения.
Исследования таких ученых, как Р. И. Лалаева, Р. С. Волкова, В. В. Воронко-ва выявили большую распространенность дислексий среди обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. По данным исследований, дислексии отмеча-лись у 62% учащихся СКОУ VIII вида 1 класса и 25% - 2 класса.
Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществ-ляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития грамматического строя речи).
Дислексия умственно отсталых школьников чаще всего проявляется, особенно в 1-2-м классах, не в изолированном виде, а в сложном виде, в сочетании различ-ных форм дислексий (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая, что связано с глобальным недоразвитием многих функциональ-ных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.
Процесс чтения у детей с дислексиями характеризуется большим количеством разнообразных ошибок: нарушение усвоения букв, чтения изолированных слогов, а также нарушение чтения и понимание слов, предложений и текста. Таким образом, нарушена как техническая сторона процесса чтения, так и понимание читаемого.
По проявлению выделяются два вида: литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв, и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, подчеркивает Р. И. Лалаева, наблюдаются чаще всего следующие виды дислексий:
Фонематические дислексии вызываются недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. Поэтому среди фонематических дислексий Р. И. Лалаева выделяет две подгруппы нарушений чтения :
1. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, с-ш, ж-ш). Многие дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом дифференцируют звуки сходные акустически и артикуляторно. Наиболее трудными для дифференциации являются такие пары звуков, как ц – с, ш – щ, ч – щ, ж – ш, з – с, д – т, твердые и мягкие. Особенно часто дети затрудняются в дифференциации на слух свистящих и шипящих. В процессе чтения у этих детей обнаруживаются трудности в усвоении соответствующих букв, обозначающих звуки, сходные фонематически (с – ш, ж – з, б – п, д – т). Например, вместо таскали читается «даскали».
2. Нарушения чтения, обусловленные недоразвитием функций фонематического анализ. При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).
Оптические нарушения чтения связаны с недоразвитием высших зрительных функций зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений в преобразовании фигур. У них наблюдаются неточности срисовывания и конструирования:
1. Упрощение фигур, уменьшение количества элементов.
2. Неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом.
В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении сходных графически букв их смешения и замены (т – г, д – л, в – з, х – к).
При литеральной оптической дислек-сии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.
Мнестические нарушения чтения связаны с трудностями установления связей между звуком и буквой. Эти нарушения проявляются в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении. Ребенок не запоминает, ка-кая буква соответствует тому или иному звуку.
Семантические нарушения чтения (механическое чтение) – это нарушения пони-мания читаемого при технически правильном чтении. Семантические дислексии вы-зываются двумя факторами:
1. Недоразвитием звукослогового синтеза.
2. Нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических свя-зях слов внутри предложения.
Разделение слова на слоги в процессе чтения – частая причина непонимания чи-таемого слова, предложения. Обучающйеся с интеллектуальной недостаточностью с нарушением звукослогового синтеза, читая слово по слогам, не способен объединить эти слоги в единое слово, соотнести искусственно разделенное на слоги слово и соответствующее слово устной речи, то есть не узнает его. У детей с семантическими нарушениями чтения недостаточно сформирована способность синтезировать, восстанавливать в своем представлении разделенные на слоги слова и предложения. Вследствие несформированности грамматических обобщений дети с семантическими дислексиями в процессе чтения предложений и текста не улавливают связи между словами в предложении. В этом случае понимание читаемого неточное, оно не соответствует содержанию прочитанного.
Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следую-щих заданий:
а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а);
б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтетических обобщений. При этой форме дислексий наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («у товари-щах»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прила-гательного («сказка интересную»); изменение числа местоимения («все» - «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», а также формы времени и вида(«влетел» - «влетал»). Чаще всего эта форма дислексии наблюдается на синтетической ступени формирования навыка чтения.
Наиболее распространенными среди детей с интеллектуальной недостаточностью являются фонематические и оптические дислексии.
Как отмечает Р. И. Лалаева, нарушения чтения у детей с интеллектуальными нару-шениями обусловлены недоразвитием ряда функциональных систем. В связи с этим дислексии у обучающихся СКОУ VIII вида встречаются преимущественно в ком-плексном, осложненном, а не в чистом виде.