Надежда Ионова
Особенности обучения английскому языку современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников в современных условиях - важная психолого-педагогическая задача, которая может быть успешно решена с учетом всех закономерностей, особенностей и возможностей каждой возрастной группы детей в целом и каждого отдельного, индивидуально неповторимого ребенка в частности.
Современные дети большую часть информации потребляют визуально, с помощью видео сюжетов, фильмов, мультфильмов, специальных учебных роликов для малышей. И эта особенность дает нам новые возможности, преимущества в разнообразии форм и методов обучения детей английскому языку с использованием компьютеров, мониторов, смартфонов не только в учебном классе, но и при повторении учебного материала в домашних условиях.
Публикация «Особенности обучения английскому языку современных дошкольников» размещена в разделах
С целью повышения эффективности организации учебной деятельности малышей, мы используем технические средства (компьютеры, ноутбуки, смартфоны, мониторы, экраны) для обогащения памяти ребенка видео-образами и их дальнейшего обобщения и систематизации.
В детском саду решается одна из основных задач обучения современных детей – развитие мотивации учения. И если решение этой задачи идет по правильному пути, вслед за возможностями и познавательными интересами ребенка, то она решается успешно, освещая дальнейший путь самостоятельного образования личности.
При создании программы музыкально-игрового английского для дошкольников учитывались требования «Примерной программы начального общего образования», опыт создания общеевропейских многоуровневых стандартов в обучении иностранным языкам. Предполагается, что для достижения «Предпорогового» уровня изучения английского языка (А2, дошкольники получают необходимую речевую подготовку, которая максимально связана:
- с их повседневной жизнью;
- коммуникативным взаимодействием;
- познавательными интересами;
- ведущими видами познавательной деятельности.
Данная программа дополнительного образования предполагает 5-летнее обучение английскому языку. Каждый год обучения мы называем ступенью. Так, дети постепенно включаются в интересную, музыкально-игровую деятельность на английском языке с 2-х до 7-ми-летнего возраста, осуществляя подготовку к систематическому обучению в школе, развивая технику говорения, общения на английском.
Раннее приобщение дошкольников к иностранному языку в современных дошкольных образовательных учреждениях ставит перед педагогами новые воспитательные, образовательные, развивающие задачи. К ним относится формирование позитивной познавательной мотивации, устойчивого интереса ребенка к новым способам отражения окружающего мира с помощью красивого, вежливого английского языка. Развитие навыков слушания и слышания мелодических, интонационных, ритмических особенностей иностранной речи, умения копировать данный образец, включение ребенка в активное взаимодействие с носителем языка.
Изучение теоретических и методических основ преподавания английского языка в детском саду и в начальной школе, а также многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста, позволяет сделать вывод о том, что развитие речи, мышления важно начинать как можно раньше. О пользе изучения иностранных языков говорят как отечественные, так и зарубежные ученые, доказывая, что способность одинаково хорошо говорить на двух языках некоторым образом уменьшает у детей склонность к возникновению таких внутренних состояний, как тревога, одиночество, низкая самооценка, и уменьшает вероятность таких деструктивных актов поведения, как споры, драки и импульсивные поступки. Поэтому, вопрос: учить или не учить – не ставится. Несомненно, учить нужно. Но важнее понять – как учить. Какие методические особенности, приемы преподавания, использование современных технологий позволяют добиться наиболее высокой эффективности развития умения говорить на английском языке.
Именно это часть вопроса, методика, нас особенно интересует в преподавании английского языка. Исходя из возрастных психологических особенностей детей различных возрастных групп, для одних детей в процессе усвоения английского языка нужны и важны занятия ручным художественным трудом, активные двигательные занятия (физкультура, ритмика, конструирование, ЛЕГО, художественный труд и др.). Если у ребенка более развита, в данном случае, моторно-двигательная память, целесообразно опираться на более развитую познавательную функцию. Эти дети более успешно и естественно усваивают новую иностранную лексику в ходе активной моторно-двигательной деятельности: лепки, рисования, конструирования, занятия спортом. Поэтому, реализуя индивидуальный подход, мы условно распределяем детей по подгруппам, соответствующим той или иной возрастной особенности.
Так, для детей 2-3 лет важно связать новую лексику с конкретными жизненными ситуациями. Дети младшей группы с удовольствием включаются в общение с куклами, которые проживают с малышами все жизненные ситуации «Просыпаемся по-английски», «Кушаем по-английски», «Кормим куклу по-английски», «Играем по-английски» и др. Это возрастное преимущество моторно-двигательного типа памяти успешно используется на занятиях английским с 2-3-летними детьми.
К 3-4 годам у дошкольников возникает необходимость элементарных обобщений образов моторно-двигательной деятельности, образов доступных для восприятия персонажей сказок. Дети в данном периоде развития с интересом изучают любое явление и предметы не только в целом, но и по частям, их взаимодействие. Они с радостью исполняют песни на английском языке, в которых говорится о частях машины, частях тела, называя и показывая ножки, ручки, глазки, ушки и пр. Мы продолжаем развитие моторно-двигательной памяти и активно включаем зрительную память, активизируя ее вопросом «What is it?». Детям предлагается система игровых занятий, которые мы назвали «Лепим, рисуем, поем по-английски».
Для детей в данном возрасте важно включение в ролевые и подвижные игры с элементами творческого перевоплощения. Таким образом, опираясь на достаточно развитые функции познавательной деятельности дошкольника – моторно-двигательную, эмоционально-выразительную, игровую – мы готовим детей к последующему систематическому обучению в школе. Так, у детей целенаправленно воспитывается желание активно включаться в организуемую познавательную деятельность (мотивация учения, где каждый становится важным и всеми признанным участником той или иной обучающей игры.
Для детей 4-5 лет особенно важно образное перевоплощение (музыкальное, музыкально-ритмическое, художественное, драматическое). Дети более успешно и естественно погружаются в языковую среду в процессе восприятия кукольных спектаклей, мультфильмов, разучивания песен, стихов, рифмовок, считалок. Преобладание образности мысли, ярких жизненных представлений в данном типе познавательной деятельности детей старшей группы способствует необходимости разработки системы музыкально-игровых заданий, которые мы назвали «Ставим сказки по-английски».
В старшей группе - 5-6 лет - на первый план при усвоении английской лексики, выступает не только сценическая, театральная деятельность детей, но и познание окружающего мира, исследовательские интересы малышей. Здесь большая роль при обучении английскому отводится известным мультфильмам и научным фильмам о мире живой и неживой природы для детей.
Все приобретенные ранее навыки игры, пения, художественного труда, сценической деятельности на английском языке остаются также актуальными и вариативно закрепляются во взаимодействии с окружающими взрослыми (педагогами и родителями). Также большое место отводится концертам, праздникам и конкурсам на английском языке.
Качество, эффективность обучения дошкольников английскому в 5-6 лет зависит от реализации педагогического принципа межпредметных связей. То есть содержание обучения английскому языку должно быть согласовано с темами обучения ознакомлению с окружающим миром, счетом, развитием речи, литературным творчеством (содержанием сказок, рассказов, стихов) как на русском, так и на английском языке. Так, например темы, освещающие природу, сезонные явления, погоду, насекомых, птиц, животных и другие успешно усваиваются дошкольниками на основе уже полученных знаний на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Праздничные даты, события, которые освещаются в воспитательном процессе, также становятся объектом познания в процессе изучения английского языка.
Дети включаются в процесс доступных математических действий на английском языке на основе уже имеющихся элементарных математических знаний. Дошкольники с удовольствием декламируют стихи на английском, имея опыт чтения стихов на русском языке и т. д. То есть межпредметная связь в обучении английскому в данном возрастном периоде особенно важна и целесообразна. Этот уровень изучения английского мы называем «Познаем окружающий мир по-английски».
В подготовительной группе 6-7 летние дети готовятся к школе. Они выпускники, они взрослые дошкольники, они завтрашние первоклассники, которые учатся старательно выполнять учебные задания, создавать собственные учебные проекты, общаться с одноклассниками и учителями, быть миролюбивыми, дружелюбными, старательными и любознательными школьниками.
Поэтому тема общения, взаимодействия, правил поведения в школе становится существенно важной для детей подготовительной группы. Темы вежливого общения, совместной деятельности, трудолюбия, усердия, взаимопомощи приобретают особое значение. Роль выпускника - главная воспитательная тема года.
В 6-7 лет ребенок может и хочет быть помощником для младших детей. Он с удовольствием выступает в роли старшего, наставника. И это воспитывает ответственность и самостоятельность будущего ученика.
В содержание обучения английскому включаются более обобщенные и абстрактные темы из элементарной грамматики (построение утвердительных и вопросительных предложений, выражение просьб, благодарности, диалоговое взаимодействие в процессе сотрудничества).
В подготовительной группе дошкольники знакомы с азбукой, счетом, элементарными понятиями из окружающего мира и они могут продвигаться в получении новых знаний в этих направлениях. Они знакомятся с английским алфавитом, учатся правилам чтения простых слов.
Продолжается ознакомление с окружающим миром, который выходит за пределы родного города, страны. Дети с удовольствием путешествуют (имея опыт реальных путешествий с родителями) в другие страны: в Англию, Индию, Австралию, Америку, Африку, Антарктику и др. Они знакомятся с растительным и животным миром, флорой и фауной этих стран. Особенно интересны детям путешествия, круизы по морям и океанам, подводный мир. А также путешествие на космических кораблях на другие планеты. Дети расширяют и углубляют свою мировоззренческую картину мира и приобретают важный для обучения английскому языку лексический запас знаний и умений.
На первых ступенях освоения английского алфавита дошкольники изображают английские буквы с помощью движения руки в пространстве, в игровой хореографии, имитируя тот или иной символ-букву, используя пластилин, тесто, бусы, счетные палочки и пр. Постепенно усложняя задание, складывают английские буквы из палочек, формируют из бусинок, лепят их пластилина или теста, пишут на индивидуальных пластиковых досках. Учатся читать, запоминая сочетание букв и соответствующих звуков в простых английских словах. Предлагается следующая система дидактических заданий в стихах, рифмовках, ролевых и подвижных играх под названием «Читаем и говорим по-английски», «Добро пожаловать в мир английской книги», «Посвящение в магистра Английской Академии для детей».
Так, данный курс музыкально-игрового английского для дошкольников направлен на подготовку детей к школьному обучению, обогащая память будущих школьников новым лексическим материалом, доступными фразовыми конструкциями, элементарными навыками воспроизведения занимательных заданий в игровой, музыкальной, театральной форме. Комфортность, доступность познавательной деятельности обеспечивается реализацией принципа индивидуального подхода и воспитывающего характера обучения.
Таким образом, в процессе настоящей образовательной деятельности, особое внимание уделяется развитию такой психологической особенности ребенка как образность мысли, его чувственность, эмоциональность, конкретность. Основными задачами в этом плане становится развитие эмоциональной саморегуляции, самоконтроля, коммуникативных функций. Воспитывается нравственность, духовность, устойчивый интерес дошкольника к изучению иностранного языка на основе патриотических чувств, в сравнении единства и различий традиций и культур.
В центре процесса обучения иностранному языку стоит задача развития личности ребенка. Его самооценки, самоуважения, веры в собственные силы, способности, талант. Поэтому каждый дошкольник на занятии английского языка обязательно успешен – в этом стратегическая и психологическая задача педагога. Этому способствуют специально разработанные, дифференцированные творческие задания, учитывающие различный уровень готовности каждого дошкольника к восприятию и воспроизведению учебного материала.
Цель программы: подготовка дошкольников к последующему успешному систематическому обучению английскому языку в школе.
Задачи программы:
1. Образовательная – обогащение памяти дошкольников новой иностранной лексикой в музыкально-игровом, театральном взаимодействии.
2. Развивающая – формирование познавательных функций и элементов учебной деятельности: внимания, наглядно-образного мышления, а также умения адекватно воспроизводить образец учебной деятельности в процессе организованной дидактической, ролевой, сюжетной, фонетической игры, в музыкальной и театральной деятельности.
3. Воспитательная – развитие нравственно-патриотических чувств, дружелюбия, интереса к отечественной и иностранной культуре, традициям.
Методика обучения :
Английский язык детям предлагается в живой интересной форме. В программе музыкально-игрового английского для дошкольников, с самых первых занятий все общение строится на смешанном, а потом - на английском языке. В итоге, дети не нуждаются в переводе, так как преподаватель использует огромное количество наглядных материалов (игрушек, карточек, рисунков, плакатов, видео-материала). Все задания курса английского языка для детей построены в виде веселых игр с использованием музыки, театрализованных сказок (говорящие игрушки, создания интересных жизненных ситуаций (путешествий, встреч и пр., музыкально-ритмических упражнений. Таким образом, поддерживается живой интерес ребенка к объекту и способам организации настоящей образовательной деятельности. Получаемые лексические знания и умения закрепляются в последующей деятельности с воспитателями и родителями, которым предоставляется специальный дидактический материал для закрепления (папки для воспитателей и родителей и индивидуальные папки-задания для дошкольников)
Используются интерактивные методы усвоения учебного материала. Специально подобранный занимательный, дитактический материал в виде коротких смешных диалогов, комиксов, считалок, рифмовок, кубиков (кубики Никитина) и ребусов оказывают неоценимую помощь при обучении дошкольников английскому, позволяя ребенку легко запомнить новые слова или грамматические структуры, а также знакомит с английским алфавитом.
Активное использование в программах курса английского для дошкольников приемов кукольного театра развивает образное мышление ребенка, его творческое воображение и мелкую моторику. Настоящая образовательная деятельность в музыкально-игровом английском строится на принципе индивидуального подхода. Детям предлагаются дифференцированные задания, с учетом их возможностей и познавательных особенностей.
Таким образом, предлагаемый курс обучения английскому языку для детей 2-7-летнего возраста можно назвать не только обучающим, но и развивающим и воспитывающим. Особое внимание уделяется «вежливому английскому», формированию этике общения: миролюбию, дружелюбию, умению уступать, помогать другому, формированию отзывчивости и доброте.
В данной программе также уделяется внимание специально организованной работе с родителями и воспитателями, для которых предлагается ряд заданий по закреплению и повторению изученного материала.
Результативность обучения английскому языку демонстрируется на открытых занятиях для педагогов и родителей, а также на праздничных утренниках, организуемых в рамках программы воспитания дошкольников.
Систематически обновляется стенд для родителей, где представлен как перспективный, так и отчетный материал по организации различных видов музыкально-игрового английского в старшей и подготовительной группе.