Папки-передвижки

Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Катерина Картавых
Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

[b] Автор: Картавых Е. А.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» г. Тамбова[/b]

Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Детский сад для ребенка является очень важной ступенью в жизни, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основные знания. В этом возрасте у ребенка происходит один из важных этапов по овладению речи. Но для того, что бы процесс получения навыков по овладению всеми сторонами речи происходил своевременно и планомерно, необходимо создать определенные условия. Одним из таких важных условий является создание центра речевого развития. Цель речевого центра – оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. Основными задачами являются: развитие активного словаря, развитие отношений при коллективной работе и знакомство с книгами и их содержанием.

Публикация «Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Стандарт ФГОС ДО предъявляет определенные требования к развивающей предметно – пространственной среде:

Насыщенность среды

Трансформируемость пространства

Полифункциональность материалов

Вариативность среды

Доступность среды

Безопасность предметно – пространственной среды

Речевая среда должна также соответствовать этим требованиям стандарта.

На основе этого в дошкольном учреждении может быть представлена студия речевого развития, а группе центр речевого развития.

Речевой центр в группе представляет собой предметно – пространственную среду, в которую обычно входят стеллажи, игровые и дидактические игры, а так же театр. Содержание центра определяется строго в соответствии с программой и возрастом детей. Например, во второй младшей группе речевой центр предусматривает наличие сенсорной зоны для развития мелкой моторики (вкладыши, деревянные кубики, сортер, книжки и игрушки с кнопками т. д). Обязательно в каждой возрастной группе должны быть в наличии предметы для развития речевого дыхания. Для этого могут быть использованы самые простые игрушки или бросовый материал. В старшей и подготовительной группах прибавляются настольно – печатные игры.

В речевом центре должен быть оформлен мини – театр. Это небольшая зона с ширмой, декорациями и куклами. Но не стоит путать с театральным уголком: Театр может быть изготовлен из обычной коробки, а из кукол используются бибабо или куклы на руку.

Самое важное в речевом центре – это привлекательность и красота. Детей в таком возрасте очень привлекают яркие и красивые вещи, поэтому нужно его оформить так, что бы у детей было желание подходить к нему. На стену можно повесить привлекательные репродукции для детей, а на полках поставить фигурки – персонажей сказок.

Расположение речевого центра определяется тем, как близко находится игровая зона. Если игровая зона будет рядом, то дети будут отвлекаться от выполнения заданий. Так же в речевом центре должно быть хорошее освещение.

Наполняемость речевого центра должна отображать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребнка;

- работа над грамматическим строем речи;

- развитие связной речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- подготовка к обучению грамоте;

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

- знакомство с художественной литературой.

Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр и центр речевого развития.

Литературный центр организуется с целью приобщения детей к художественной литературе.

Младший дошкольный возраст :

книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

книги с динамичными элементами;

книжки разного формата: книжки-половинки, книжки – четвертушки, книжки – малышки;

книжки-панорамы;

музыкальные книжки;

книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения

эстампы на темы русских народных сказок.

сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Средний дошкольный возраст

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. д. :

книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;

альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

открытки для рассматривания по произведениям;

портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;

тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

материал для ремонта книг

Старший дошкольный возраст :

10-12 книг различной тематики и жанров

портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский;

книги, рекомендованные программой.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Речевой центр создается для практического овладения нормами речи.

Младший дошкольный возраст

Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам и для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам

Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий.

Серии из 4 картинок: части суток.

Серии из 4 картинок: времена года.

Сюжетные картинки крупного формата.

Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.).

Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др. 10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры - шнуровки и др.

Средний дошкольный возраст

Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе) : животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

Наборы парных картинок на соотнесение : найди отличия и ошибки.

Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам.

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам последовательно или одновременно.

Серии картинок для установления последовательности событий.

Серии картинок «Времена года».

Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками.

Разрезные сюжетные картинки.

Разрезные контурные картинки.

Набор кубиков с буквами.

Набор карточек с изображением предмета и названием.

Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).

Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

Пособия для развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Старший дошкольный возраст

Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания.

Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками;

Игры для совершенствования навыков языкового анализа.

Игры для совершенствования грамматического строя речи.

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте

Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры - шнуровки и др.

Аудиозапись со звуковыми эффектами.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Публикации по теме:

Программа «Разговор о правильном питании» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Цель программы. • формирование основ культуры.

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации.

Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС  .

Конспект мероприятия по организации взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС до «Мой город, моя улица» Рогозина М. Е. ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить знания родителей о достопримечательностях родного города; 2. Дать понятие о городе как.

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. В соответствии с Федеральным законом.

Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

Программа деятельности ресурсного центра по формированию системы оценки качества дошкольного образования ФГОС ДО Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Брусова С. Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад №17 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга Развитие творческих способностей.

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного.

Уголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОСУголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Комнатные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 26 мая 2019 в 13:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД