Лучший педагог года

Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности

Анастасия Матвеева
Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности

Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности

Матвеева А. А., воспитатель, МАДОУ “Детский сад № 39 «Ромашка» г. Видное Московской области

Дошкольный возраст, как известно, отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Публикация «Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности» размещена в разделах

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Потому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появления мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Эти чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Поступки и поведение в свою очередь берут на себя функцию обратно связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта?

При этом действии механизма нравственного воспитания носит гибкий характер, то есть последовательность компонентов может измениться в зависимости от особенностей качества (от его сложения и т. п.) и от возраста детей. Понятно, что опирается на понимание осознание важности формирования того или иного качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста, конечно, нельзя. Надо изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего условия знаний.

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональными отношениями к нравственным ситуациям.

Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности.

Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающей личности моральная информация.

Определим цель зависимости: на основе нравственных представлений у ребенка возникает эмоциональное отношение, затем возникает сама нравственная ситуация. Создаются такие ситуации, которые включают в себя различные аспекты жизни. Тем самым ребенка ставят перед необходимостью совершить то или иное действие. Проводится также беседы по сюжетным картинкам в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.

Моральная активность анализирует по степени личностной заинтересованности испытуемого в изменении ситуации к лучшему результату. Ведь чем активнее помощь, поддержка, сочувствие (что завит в первую очередь от того, насколько эмоционально затронут ребенок, тем самостоятельнее и успешен разрешается ситуация.

Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь самостоятельного решения вопрос нравственной ситуации, путь, разумеется, доступный его возрасту. Тем самым он будет способствовать формированию чувства долга, ответственности, инициативы, т. е., тех качеств, без которых невозможно истинно глубокое усвоение требований общества. Только пережитые нравственные предписания превращаются из чисто внешних во внутренние, личностные регуляторы поведения.

Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи, взаимовыручки, наиболее характерны для детей подготовительной к школе группы (хотя показательны и для старшей группы). Эти ребята не просто сочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.

Для старших дошкольников характерны двойственные представления. Однако собственное воображаемое поведение более самоотверженно, более активно, бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том, что у воспитанника уже наличествует образ должного поведения. Он представляет, как следует вести себя в определенной ситуации, как поступать ему под влиянием сиюминутного желания. Правда, представления эти еще образцы, к которым он стремится. В плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.

Эмоциональные отношения во всех ситуациях оказываются взаимосвязанными с нравственными представлениями разной степени действительности, которые более регулятивные, если насыщены эмоционально. Что касается оценок-правил, оценок-состояний, то их роль от пятого к седьмому году жизни возрастает. Дошкольники в этом возрасте уже оценивают поведение с точки зрения выполнения или невыполнения нравственных правил («Я бабушке помогу, потому, что она старенькая», «Девочкам надо всегда уступать»).

Педагог должен помогать ребенку, эмоционально оценивать состояние сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, он обращает внимание понимать переживания окружающих, сочувствовать, но и предвидеть последствия своих действий. Его задача – помочь ребенку раздвинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам, предвосхищениям.

Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действительности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

Публикации по теме:

Консультация «Экологическое воспитание — как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте»Консультация «Экологическое воспитание — как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте» Пусть будет в человеке всё прекрасно: И мысли, и поступки, и душа, В гармонии с природой и с собою На свете, чтобы жили малыши, Воспитывайте.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Обучение детей решению задач» МБДОУ «Детский сад №8 «Алёнушка» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Конспект занятия «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал» для детей подготовительной к школе группы Цель: Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание (с опорой на наглядный материал). Обучающие.

Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте».

Методика обучения дошкольников составлению и решению задач Методика обучения дошкольников составлению и решению задач (из опыта работы) (из опыта работы) Воспитатель: Иванова Марина Петровна.

Особенности организации формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса.

Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации Анализ существующих определений понятия «сопровождение» позволяет сделать важные выводы, имеющие особое значение в рамках нашего исследовании.

Отчет «Взаимодействие с семьями воспитанников по решению задач педагогической работы здоровьесберегающей направленности» Отчет Горбатовской Татьяны Владимировны Воспитателя подготовительной к школе группы «Б» «Жемчужинки» МБДОУ д/с № 8 «Золотой ключик» «Взаимодействие.

Система НОД по обучению дошкольников решению арифметических задач Занятия систематизированы по следующей схеме: Первый этап подготовительный. Основная цель этого этапа организовать систему упражнений по.

Особенности взаимодействия педагога с семьей, воспитывающей детей с речевыми нарушениями Ключевым отличием человека от животных является наличие связной речи. Речь - это система условно принятых символов, помогающих передавать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 15:51
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД