Лариса Морозова
Особенности подготовки к утренникам детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие хитрости для маленьких,или "удобные" стихи.
При подготовке детей к утренникам в детском саду, на воспитателях лежит большая ответственность по проведению праздничных мероприятий: разучивание сценариев, танцев, песен,украшение зала и группы,разучивание стихотворений. При распределении стихотворений воспитатели часто руководствуются только длинной теста и способностями ребенка рассказать стихотворение с выражением. На самом деле такой подход будет малоэффективным.
Публикация «Особенности подготовки к утренникам детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Казалось бы, поставлено и введено в речь несколько звуков и проведена огромная совместная работа ребенком, родителями и логопедом,но более поздние звуки по онтогенезу,например такие,как звук [Л],[Р] еще не поставлены,т. е есть над чем поработать. На самом деле, для ребенка посещающего логопункт при подборке стихотворного материала обязательно нужно учитывать : что в стихотворении не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков,т е тех,которыми он еще не овладел. Не учитывая этот факт, ребенок огорчается,а родители расстраиваются не меньше, поэтому в распределении стихотворного текста значимым компонентом для детей с нарушениями речи является социально-психолого-педагогическая помощь,которая является очень важной ступенькой к формированию личности ребенка с нарушениями речи.
Для того чтобы дети не испытывали затруднений и не чувствовали неловкости,а проблема осознания своего дефекта не приводила к огорчению и к заниженной самооценке речевой, материал и сценарий должен проверяться и корректироваться логопедом,а воспитатели должны учитывать ряд факторов при выборе репертуара для каждого конкретного ребенка:
-давать детям посильные стихотворения для участия в празднике.
-умело подбирать речевой материал,без большого физического и душевного напряжения.
- не давать стихотворный материал с большим количеством слов со стечением согласных и сложной слоговой структурой слова.
- учитывать психологические особенности ребенка.
Каждый воспитатель знает,что практически нет стихотворений в котором не встречались бы сложные звуки (в основном/ это соноры [ Л], [Р]).
Что можно сделать в таком случае?Решение есть!Логопед,как никто другой знает какой именно звук у ребенка нарушен,на какой стадии автоматизации находится тот или иной ребенок. Поэтому именно логопед должен участвовать в распределении стихотворений и разучиваний стихотворений к празднику. А если не получается подобрать индивидуальный речевой материал,то можно попытаться изменить стихотворение заменив строки на более " удобные "для конкретного ребенка.
Так же можно разбить стихотворение на "удобные" катрены,если стихотворение невозможно изменить по содержанию и смыслу. Например,наиболее сложные строки читает ребенок у которого звукопроизношение в норме,а видоизмененный "удобный" текст продолжит другой ребенок. Такие приемы,создают впечатление чистой,красивой речи,и поднимают самооценку ребенку. Только после такой тщательной выверки речевого материала,можно приступить к проговариванию теста,по-возможности автоматизируя в стихотворении поставленные звуки,развивать четкость движений во взаимосвязи с речью и отрабатывать выразительность речи,что безусловно доставит детям и родителям радость способствуя творческим способностям и дальнейшей мотивации к занятиям на логопункте.
Примеры как можно изменить стихотворение:
Стихотворение к выпускному балу:
У ребенка нарушен звук [Р]
Не пускают маму в сад?
Не грусти,приятель,
Вместо мамы у ребят,
В группе воспитатель!
Нам семья вторая группа,
Здесь игрушки и уют,
А скучать и плакать глупо,
Мамы вечером придут.
Стало:без звуков [Р],[Рь]
1 вариант
С мамой в сад спешишь своей,
Не тужи-мечтатель,
Вместо мамы у детей,
Будет-воспитатель!
2 вариант
Не пускают маму в сад,
Маму в сад, я взять не смог,
Вместо мамочки опять,
Будет тетя -педагог!
Здесь мы клеем и танцуем,
Изучаем что-нибудь,
А по маме не тоскуем,
Если капельку чуть-чуть.
У ребенка нарушены звуки [Р], [РЬ]
Было:
Воспитатели,родные,
Очень Вас мы все любили,
А теперь мы говорим Вам "До свидания"
Спасибо Вам за Ваше воспитание.
Стало: без звуков [Р],[Рь]
Воспитателям нашим,
Мы спасибо сейчас скажем,
А потом мы скажем"До Свидания",
Спасибо Вам за наше воспитание.
Было:
Спасибо воспитателям,
За ласку и тепло,
Нам было с Вами рядышком,
И в хмурый день светло.
Стало :
Спасибо воспитателям,
За ласку и тепло,
Нам было с вами весело,
В дождливый день светло.
Было:
Вы жалели нас,любили,
Вы нас,как цветы,растили,
Жаль,что мы не можем Вас,
Взять с собою в первый класс.
Стало:без звука [Р]
Вы жалели нас,любили,
И за все всегда хвалили,
Жаль,что мы не сможем Вас,
Взять с собою в школьный класс!