Получи документы

Особенности проявления кризиса у детей 3–х лет и пути их решения

Егине Арменовна
Особенности проявления кризиса у детей 3–х лет и пути их решения

Особенности проявления кризиса у детей 3–х лет

Реферативная работа

Введение

Слово «кризис» связано с неприятными эмоциями, как для ребенка, так и для родителей. Более того, это выражение ассоциируется с проблемами, болезнями, денежными неурядицами и тому подобными неприятностями. В данное время актуальность темы «кризис трех лет» обусловлена тремя обстоятельствами, которое можно проследить в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования «ФГОС ДО/ II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему/ п. 2.7,» :

Публикация «Особенности проявления кризиса у детей 3–х лет и пути их решения» размещена в разделах

Во первых, чрезвычайно высокой значимостью данного этапа для развития личности;

Во-вторых, резким нарастанием сложности и разнообразия межличностного взаимодействия, как на уровне «ребенок-взрослый, так и на уровне «ребенок-ребенок». Ребенок не только выступает объектом воздействия взрослых, но и проявляет себя уже в раннем возрасте как субъект общения, познания и предметной деятельности. При этом начинают формироваться коммуникативные свойства в качестве наиболее ранних проявлений личностных характеристик;

В-третьих, снижением возраста начала активной социализации в современных условиях [7, п. 2.7].

По сути дела, речь идет о социальной ситуации, новизна которой обусловлена тем, что потребности и функциональные возможности одного из ее участников, ребенка, кардинально отличаются от его потребностей и возможностей на предшествующем этапе развития.

Дети в возрасте 3-4-х лет перестают принимать решения взрослого, любыми способами игнорируя это. Такой вид поведения принято считать лёгкой формой кризиса 3 лет, но рядами видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми, литературу, можно создать контакт и общение с ребенком, в ходе которого ребенок начнет воспринимать и понимать слова взрослого.

Тема «кризиса 3-х лет» еще актуальна тем, что все дети и родители сталкиваются с эти кризисом. В период кризиса трех лет у ребенка начинает проявляться чувство любопытство. Это обусловлено тем, что ребенку все интересно, и он начинает задавать вопросы: «А почему?»», «А зачем?». У него складывается чувство собственного достоинства и независимости. Это все он выражается в высказываниях «Я сам», «Я хочу» и т. д.

Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка» [3,с. 25].

Л. С Выготский выделял в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Он подчеркивал, что такая интерпретация неправильна: «Протест - бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", - писал Л. С. Выготский» [6,с. 18].

«Периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Не смотря на то, что кризисы неизбежны и проходят болезненно, явное неблагополучие ребенка может быть следствием неграмотного поведение родителей, то есть негативное и тревожное состояние ребенка во время кризиса можно уменьшить»- считает Л. С. Выготский [11, с. 244-268].

Различные аспекты проявления кризиса трех лет и рекомендации по вопросам поведения и реакции родителей на его отдельный проявления изложены Ефимкиной Р. П. в работе «Детская психология» [3, c.5]

В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис (10-11 лет).

Хронологические границы кризисов достаточно условны. Когда ребенок начинает делать все наоборот: разбрасывают собранные игрушки, кричат, капризничают, пытаются сделать так, как сам захочет - это значит, что наступил кризисный возраст у ребенка. И это встречается во всех семьях.

Форма, длительность, острота протекания кризиса 3-х лет зависят от индивидуальности, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания, т. к. в этом возрасте ребенок считает себя источником своих желаний и действий. Быстро или медленно будет протекать этот кризис, никто не может сказать, т. к. это зависит от воспитания родителей и психического развития ребенка.

Проблема исследования: Каковы особенности проявления и преодоления у детей кризиса 3 лет?

Цель: теоретическое изучение особенностей проявления кризиса у детей 3-х лет.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Определение понятия кризиса в психологии;

2. Изучение психолого-педагогического развития ребенка трех лет;

3. Рассмотрение причин возникновения, сущности и особенности протекания кризиса трех лет;

4. Составление рекомендаций по общению с ребенком во время кризиса;

В соответствии с целями и задачами исследования применялись следующие методы исследования:

1. Анализ психологической, педагогической, методической литературы;

2. Обобщение: теоритическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы, методических материалов и пособий.

1. Понятие кризиса в психологии

Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Кризис имеет два основных вида детерминации (определения) : внутреннюю, внешнюю.

Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку. Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъект новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.

Кризисные периоды длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Происходят значительные сдвиги в развитии – ребенок резко меняется во многих своих чертах.

Из возрастных кризисов наиболее разработаны кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями.

А по Э. Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития [8, с. 13].

О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение :

-ребёнок становится истеричным, даже без особой причины;

-совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;

-постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;

-отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;

-пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;

Сложившееся на сегодняшний день представление о критических периодах как происходящих в силу потери новых потребностей ребенка оказывается внутренне противоречивым. Трактовки возрастных кризисов центрируются вокруг проблемы трудновоспитуемости. Поэтому в теории критических возрастов остается нерешенным вопрос о психологическом содержании критического возраста.

Конечно, в кризисный период воспитание ребенка усложняется, но появляются положительные приобретенные черты личности ребенка после этого кризиса :

-Становление нового уровня самосознания.

-Стремление к самостоятельности.

-Развитие волевых качеств, активности.

-Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сказать, что «кризис» - очень важный переломный момент в жизни человека, и является одним из самых известных и изученных тем в развития человека. И при изучении понятий кризиса в психологии, в качестве основной должна встать проблема обнаружения новообразования.

2. Характеристика психолого-педагогического развития ребенка трех лет

Главной характеристикой 3-х летнего возраста, его специфической особенностью является ситуативность поведения. Это особое отношение ребёнка к действительности. Ситуативность поведения у ребёнка проявляется в том, что его поведение связано с конкретной, воспринимаемой им в данный момент ситуацией и неразрывно связано с ней. Ситуативность характеризует не только поведение, но всю психическую жизнь ребенка. Память проявляется в этом возрасте при активном восприятии, а мышление только как наглядно-действенное.

Причиной является то, что первые три года своей жизни дитя накапливает начальный опыт в предметной деятельности и общении. То, что этот опыт успешен, подтверждают достижения 3-х лет. В определенный момент у каждого ребенка появляется осознание, что окружающий мир предметов – это не только большое поле познания, а еще и сфера для реализации. Такое осознание вырывается наружу со словами «Я делаю». Малыш с воодушевлением комментирует свои действия: «Я стучу», «Я кушаю», «Я еду» и пр.

Л. С. Выготский, объясняя поведение, говорит о том, что в сознании ребё нка 3-х летнего возраста заключается в единстве между сенсорными и моторными функциями: за каждым восприятием немедленно следует действие, которое является не автоматическим, а аффективно окрашенным [7,c.106].

Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает третий момент - непосредственное действие в ситуации. Выготский полагал, что связь восприятия и действия осуществляется через аффект.

Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться : он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная стабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое.

В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов.

Мышление. В 3 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, по форме (это все круглое, величине (это все маленькое).

Внимание. В 3 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд.

На протяжении этого возраста происходят качественные преобразования в развитии личности ребенка, которые выражаются в изменении отношения к предметному миру, окружающим людям и к самому себе. Сложный и противоречивый процесс формирования новых отношений подчас приводит к аффективным реакциям.

К трем годам у ребенка появляются определенные устойчивые желания, часто вступающие в противоречие с мнением или требованиями взрослого. Если раньше, когда малыш хотел чего-то недозволенного, взрослым удавалось переключить его внимание на другие игрушки или занятия, то теперь сделать это становится трудно. А подчас и невозможно. Резко возросшее к началу 3-х летнего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в его отношениях со взрослым.

Когда ребенок пытается проявить свою самостоятельность, не нужно ему противоречить. Например, начинайте собираться в садик за полчаса раньше, если малышу так хочется одеться самому. Не обращайте внимания на пролитую воду и мокрую одежду, если кроха стремиться помочь вам на кухне и помыть посуду. Поддерживайте, поощряйте и разрешайте. Подавив стремление к самостоятельности в этом возрасте, вы будете ждать второго всплеска очень долго.

Дети 3-х лет – очень конфликтные. Скандал может разразиться буквально на пустом месте. В момент детской бури очень важно правильно выстроить рамки дозволенного.

Если ребенок злится, сердится и расстраивается, то ему надо объяснить, что он НЕ может обзывать родителей, говорить гадости и уж тем более драться. Если ребёнок просто бурно возмущается, то нужно помочь ему осознать свои чувства: «Ты злишься, потому что мы не идём гулять?». Если кроха пытает ударить, нужно поймать замахнувшуюся руку, обхватить ребёнка и держать, пока он не успокоиться. При этом коротко и спокойно поясняя: драться нельзя! Нужно научить ребёнка выплёскивать свою агрессию конструктивно, например можно устроить игрушечную драку подушками.

Речь трехлетнего ребенка однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом и будущем еще ограниченно. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице. Уровень понимания речи взрослого является важнейшим показателем речевого и умственного развития ребенка. В таком возрасте ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых. Но отсутствие реакции на словесные обращения взрослого, не узнавание знакомых предметов по их названиям являются признаками грубой задержки в развитии ребенка этого возраста.

Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики.

К примеру сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т. е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне.

Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества.

Именно в три года у ребенка в основных чертах складывается характер, целостное отношение к миру - сугубо человеческие способы взаимодействия с миром людей и физических объектов. Кроме того, у малыша складывается совершенно уникальное отношение к себе как к части окружающего его мира, т. е. формируются первые достаточно зрелые структуры образа себя. Успешное прохождение этого периода очень важно, т. к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста). Также в этом возрасте закладывается базовая характерологическая характеристика: Независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем возрастном этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». И если 3 года – это пик кризиса, то плюс-минус полгода. Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Ребенок хочет решать и делать все сам, без чьей-либо помощи. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.

Таким образом можно сказать, что период «кризиса трех лет» — это время, когда ребенок, который зависит от взрослого, постепенно становится самостоятельным человеком. Он учится ходить, говорить, играть, стремиться исследовать окружающий мир, овладевает умениями, действовать с предметами. И всегда рядом с ним идет взрослый, обучая и воспитывая своего малыша. Для детей трехлетнего возраста характерным является развитие познавательных психических процессов, эмоциональной сферы, мотивационной сферы и самосознания.

Публикации по теме:

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Конспект интегрированной НОД «День проявления доброты» для второй младшей группыКонспект интегрированной НОД «День проявления доброты» для второй младшей группы Цель: Создание условий для развития в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра.

Конспект НОД «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать представление о нравственных нормах отношений с окружающими и о доброте как важном качестве человека, о доброжелательности,.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» (ПДД) в подготовительной группе детей с ЗПР .

Конспект занятия «Мы все разные, но мы равны» ко Дню спонтанного проявления доброты на МAAM Цели: формирование понятия толерантность, представления о качествах личности, необходимых для общения, воспитание терпеливости по отношению.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!»Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Проект по ознакомлению.

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зренияПути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять,.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Сценарий праздника «17 февраля — День спонтанного проявления доброты»Сценарий праздника «17 февраля — День спонтанного проявления доброты» Без добра на этом свете Жить не могут даже дети! Потому что доброта- Бескорыстная черта! Нас бы не было сейчас Будь она чужой для нас! Мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проявления кризиса у детей 3–х лет и пути их решения
Опубликовано: 19 мая 2022 в 14:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД