Папки-передвижки

Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения

Татьяна Крючкова
Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. Зрительные нарушения вызывают у детей затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные отношения и контакты, ограничивают их ориентировку и возможность заниматься некоторыми видами деятельности.

Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение.

Публикация «Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах

Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, но и влияет на развитие речи, памяти, воображения, освоение навыков самообслуживания. Иногда дети с нарушениями зрения неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной помощи. Важным этапом в развитии и как составляющая лечения таких детей является совместная с взрослым деятельность.

Особенно важно как можно больше времени уделять играм, упражнениям, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, обучающим определенным навыкам. При организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.

Особое значение в развитии детей с нарушением зрения занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве.

Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать, сопровождать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

Тем не менее, доказано, что зрительный дефект не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер и темперамент.

Исследования, проведенные, в последние годы подтверждают то, что потенциальные возможности интеллектуальной деятельности в условиях недоразвития зрительной функции снижены. У слабовидящих детей задержка интеллектуального развития выражается в виде более позднего формирования первичного обобщения, дефицита информации и замедления развития познавательных процессов. Качественные особенности интеллектуальной недостаточности у таких детей проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживается известная слабость абстрактного мышления и преобладание чувственно-образного способа суждения. По сравнению с детьми, не имеющих отклонений в зрении, их представления и знания о предметах реального мира скудны, схематичны, не отражают полностью существенных признаков.

В развитии ребенка велико значение зрения. Именно зрение :

- делает деятельность и общение более свободным, позволяет находить нужного человека среди окружающих в большом пространстве;

- выступает как канал обратной связи и дает возможность видеть реакцию окружающих на действия, слова, с которыми обращается один человек к другому;

- позволяет овладевать средствами общения по подражанию;

- с помощью зрения ребенок учится воспринимать окружающий мир и внутренний мир другого человека.

Закономерно, что дети с нарушением зрения существенно ограничены во многих сферах неречевого общения. Но ограниченность у детей проявляется по-разному и зависит от степени и характера нарушенного зрения, возможности восприятия на расстоянии, мимики. Затрудненность восприятия мимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции. У детей с ослабленным зрительным восприятием в значительной мере затрудняется процесс межличностного общения.

Коммуникативная деятельность детей с нарушениями зрения во многом опирается прежде всего на индивидуальные возможности, в то время как нормально видящие дети активно совершенствуют деятельность в практическом сотрудничестве со взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации.

Нарушение зрения затрудняет развитие неречевых и речевых средств общения, воздействуя на объем и качество общения, а также затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность. Использование в работе с детьми малых поэтических форм как средства организации поведения позволит пробудить у малышей с нарушением зрения потребность в общении и развить их коммуникативные способности.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Сенсомоторное панно «Чудесная полянка» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зренияСенсомоторное панно «Чудесная полянка» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения Уважаемые коллеги! Я работаю в МАДОУ комбинированного вида учителем-дефектологом. В дошкольном учреждении 6 групп для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения
Опубликовано: 6 марта 2014 в 19:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Крючкова (УИ 156333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД