МААМ-картинки

Особенности работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Алёна Подопригора
Особенности работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем –эмоциональному развитию дошкольников. В контексте развития эмоций и чувств человека рассматривается такая особенность развития как застенчивость. Помочь ребенку преодолеть застенчивость труднее, чем предотвратить ее развитие – это важная и общая задача, как для педагогов, так и для родителей. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в своем «недостатке». Практика показывает, что взрослые не всегда используют индивидуальный подход в работе с застенчивыми детьми дошкольного возраста, не знают особенностей педагогического взаимодействия с данной категорией детей. Поэтому так важно выявить особенности педагогического взаимодействия с застенчивыми детьми, направленными на предупреждение и преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста. Это и определило проблему нашего исследования.

Публикация «Особенности работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: застенчивость как свойство личности.

ПРЕДМЕТ ИИСЛЕДОВАНИЯ: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения задач. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

-исследовать особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста;

-исследовать особенности педагогической работы с застенчивыми детьми дошкольного возраста;

-провести мероприятия в ДОУ по формированию у педагогов и родителей представлений об особенностях педагогического взаимодействия с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста;

-разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с застенчивыми детьми.

Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, нерешительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности.

Основой нашего исследования явилось: положение Катаевой Л. И. о том, что застенчивость это комплексное состояние личности, которое проявляется в разнообразных формах: страх, стеснительность, стыдливость, замкнутость, дискомфорт, нерешительность, тревожность и др.

Застенчивость – это свойство личности, которое формируется при определенных условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности.

Портрет практически всех застенчивых детей удивительно схож – у них опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы. Они готовы спрятаться куда угодно, только бы их не трогали. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками. В более тяжелых случаях ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает заикаться или безостановочно болтать…

Застенчивость – это особенность характера, как детей, так и взрослых. Особенно ярко проявляется застенчивость у детей дошкольного возраста и связанно это с периодом формирования коммуникативного взаимодействия и интенсивным развитием эмоционально личностной сферы.

В психологии выделены три вида проявлений застенчивого поведения дошкольников : во-первых, это внешние наблюдаемые способы поведения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для него характерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненных ситуациях.

Во-вторых, это физиологические симптомы тревожности, например, краска стыда.

В-третьих, это сильнейшие ощущения стесненности и самососредоточенности, самоанализ. Хроническая неуверенность, распространяющаяся на все виды деятельности.

Кроме того, в литературе указывается сопутствующие застенчивости явления :

-неумение детей быстро включаться в коллективную деятельность;

-стать полноправным членом группы;

-боязнь начать какие-то новые дела;

-страх перед темнотой, болезнью

Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. Чем беспомощней ребёнок, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается.

Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и поэтому отношение к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.. Застенчивые дети внушаемы : они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой.

Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать. Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным образом, условия целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми.

Изучив теоретический аспект проблемы застенчивости у старших дошкольников, следующей задачей опытно-педагогической работы обозначили :

-изучить проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста;

-исследовать особенности педагогической работы с застенчивыми детьми дошкольного возраста.

Работали с детьми подготовительной к школе группы.

Для выявления застенчивых детей использовали ряд диагностических методик: тест «Сказка» Луизы Дюсс, наблюдение за детьми в свободной и организованной деятельности, анкетирование родителей и педагогов

Анкета состояла из 8 вопросов, родители отвечали, наблюдают ли они какие-либо особенности при общении с ребёнком. Большинство родителей на вопросы, например «Легко ли ваш ребёнок вступает в контакт с незнакомыми взрослыми и детьми?» отметили трудности общения – у 4 детей.

По диагностической методике «Сказка» мы наблюдали за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями детей при показе иллюстрации и рассказывании начала сказки. Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок идентифицировал себя с персонажем и соответственно реагировал на описанную в сказке ситуацию. Мы анализировали эмоциональную реакцию и высказывания детей. В ходе диагностики, определили, что трое детей относятся к застенчивым, так как они давали нетипичные возрастным особенностям, ответы. Например, по первой сказке «Птенец» Алексей М. ответил: «Птенец испугается, и долго будет звать на помощь маму с папой, но за ним так ни кто и не прилетит и он так и останется на земле один». При этом мальчик был скован в движениях и тревожен.

По результатам теста «Сказка» подтвердились ответы трёх родителей, которые предполагали, что их дети застенчивы. А в одном случае, где родители считали ребёнка застенчивым, по данной методике мы выявили только некоторые признаки застенчивости.

Так же воспитатели указали, что отдельные дети доброжелательно относятся к другим, стремятся к общению с ними, но не решаются проявлять себя и свои коммуникативные потребности, и это приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Педагоги отметили симптомы застенчивости у воспитанников

покраснение лица;

потливость;

дрожь;

учащение сердцебиения;

стесненное дыхание;

согбенная поза;

опущенные вниз глаза;

тихий голос;

скованность мышц и движений.

В наблюдениях педагогов указаны дети, выявленные ранне – 3 ребёнка (это 19%) с симптомами застенчивости.

Таким образом, после проведения всех выбранных нами диагностических методик, выявили застенчивых детей в исследуемой группе.

3 ребёнка застенчивых, – что составляет 19%,

4 ребёнка с отдельными признаками застенчивости, - что составляет 25%, таким образом, 44% детей нуждаются в коррекционно-развивающей работе по устранению негативных эмоциональных состояний.

Мы составили перспективный план работы по профилактике застенчивости у старших дошкольников, с которым вы можете ознакомиться в исследовании. Запланированы и частично проведены ежемесячные мероприятия с родителями и воспитателями, цикл из 12 занятий с детьми.

Встречи с детьми проходили в групповой комнате и на прогулке, занятия были фронтальными, по 30-40 минут. Детям очень нравились предлагаемые игры.

Например, на занятии «Путешествие на лифте», дети играли в Игру «Кто это?», где показывали, как двигаются различные животные, тем самым учились эмоционально-выразительным движениям, снимали барьеры зажатости. А когда «животные совершили поездку на лифте», где дети учились медленно и глубоко дышать, снимая психоэмоциональное напряжение, при обсуждении чувств и эмоций после игры, учились анализировать себя, развивая коммуникативные способности.

К концу всех проводимых занятий педагоги отметили, что застенчивые дети стали больше взаимодействовать со сверстниками в играх, выражать свое мнение, смелее смотреть в глаза, голос стал громче, интонация – смелее.

Родителям и педагогам были предложены различные консультации и материалы в родительский уголок по исследуемой проблеме. Взрослые внимательно отнеслись к предложенной информации, отметили, что раннее не замечали своих ошибок в общении с детьми и приняли к сведению наши рекомендации.

Следовательно, можем говорить о результативности нашей работы и эффективности проведенных мероприятий.

В конце исследования составили рекомендации для педагогов и родителей. И так, в ходе проведенного исследования доказали, что групповые занятия с использованием специальных игр и упражнений являются одним из эффективных способов борьбы с застенчивостью. А проводимые мероприятия должны быть систематическими и включать всех участников воспитательно-образовательного процесса: родителей, педагогов и детей.

Чуткое и внимательное отношение родителей и воспитателей к застенчивым детям позволят им преодолеть застенчивость, сформировать базовое доверие к миру, окружающим людям.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 18:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД