Анастасия Голубева
Особенности развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития ручной умелости детей старшего дошкольного возраста могут быть представлены следующим образом:
Старший дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека, в котором происходит активное освоение окружающего мира. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период благоприятен для развития ручной умелости ребенка.
Публикация «Особенности развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Особенностями ручной умелости дошкольников являются :
- постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает ручную умелость дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивой ручной умелости, то есть накопления информации об окружающем мире;
- постепенное расширение и углубление, упорядочивание и систематизация представлений о мире;
- развитие самостоятельности в познании интересного, развитие процесса общения, самосознания. Благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению (умению применять полученные знания) активность дошкольника все чаще принимает форму различных видов деятельности. В дошкольном возрасте процесс заинтересованности и результативности ребенка в деятельности ярко выражены, особенно в продуктивной деятельности. Дошкольникам присущи навыки в собственной практической деятельности.
Ручную умелость Е. И. Чарушин считал одним из побудителей создания образа. Он считал, что если ребёнок неправильно держит карандаш и кисть, то рука быстро устаёт, изображение затрудняется и ребёнок лишается радости творчества. Чтобы этого не произошло, необходимо показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения.
Интересную схему развития продуктивной деятельности детей, в которой рука является главным средством графического выражения, представляет французский педагог П. Шокар. Утверждая необходимость обучать детей графическому выражению, П. Шокар выделяет в этом процессе три этапа. Первый этап спонтанное художественное творчество, в процессе которого педагог наблюдает за ребёнком, выясняет уровень его художественных умений, оценивает продуктивность его деятельности. Второй этап, названный фазой обработки, представляет собой обучение ребёнка технике изображения. При этом руководящая роль отводится педагогу. Только после этого наступает третий этап свободного рисунка. В этот период воспитатель влияет на обогащение детского рисунка. Проходя эти три этапа, детский рисунок прогрессирует к творчеству.
Итак, многие отечественные и зарубежные исследователи продуктивной деятельности и художественных способностей наряду с другими компонентами выделяют моторную способность, которую называют по-разному (ручная умелость, графической способностью, сенсорной способностью и т. д.). Вместе с тем эта сторона деятельности долгое время оставалась неизученной и в отечественной и в зарубежной педагогике художественного воспитания.
Для успешного осуществления продуктивной деятельности необходимо овладение всем комплексом графического выражения. Овладение детьми разнообразными двигательными навыками, умениями.
Двигательное обобщение и усвоение обобщённых способов изображения есть обязательное условие продуктивной деятельности на разных этапах его возникновения и развития. Средством создания изображения выступает движение руки ребёнка, который рисует. Чтобы выяснить, какие качества движений следует формировать у детей, мы проанализировали свойства движений, выделяемые в психологии, с точки зрения задач, предъявляемых к ним продуктивной деятельностью. «Основными свойствами движения, - пишет С. Л. Рубинштейн, - являются: 1 – скорость (быстрота прохождения траекторий); 2 – сила; 3 – темп (количество движений за определённый промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); 4– ритм (временной, пространственный, силовой); 5– координированность; 6 – точность и меткость; 7 – пластичность и ловкость».
Продуктивная деятельность включает в себя две стороны: художественно-образную и графическую, которая выступает по отношению к первой в качестве исполнительской, технической. Она осуществляется при помощи действий с соответствующими орудиями (карандашом, кистью) и включает ряд специальных двигательных умений и навыков, которые, как и всякие подобные навыки, предполагают осуществление системы движений, обладающих определёнными свойствами.
В ряде психологических работ Е. И. Бойко, Д. Ф. Николаенко, К. К. Платонова и др. мы находим указания на необходимость чёткого различения понятий навыка и умения. Навык определяется как часть более общего понятия. Умение характеризуется, как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.
Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приёмах художественного творчества. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.
В это умение входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение, положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий.
Овладев всеми этими навыками и зная, как способ действия должен применяться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приёмах художественного творчества. Таким образом, первая группа классификации включает не только навыки, но и умения.
Вторая группа классификации включает навыки, отработка которых приведёт к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения.
Каждое из названных качеств движения отрабатывается как навык.
Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения: умение подчинять движение передаче любой формы, её конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора.
Таким образом, умение рисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны.
Итак, предлагаемые нами классификации компонентов техники рисования делится на две группы, включающие в себя навыки и умения. Навыки будут отрабатываться путём правильной постановки действия и доведение его до автоматизма в результате повторения упражнения. Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как в каких условиях эти навыки нужно применять.
Такая последовательность определяется тем, что умения могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в художественном творчестве.
Классификация технических навыков и умений
Группы
классификации
Навыки
Умения
1 группа
Навыки и умения владения инструментом
1. Навык держания
карандаша и кисти (исходное положение)
2. Навык положения
руки с карандашом при изображении вертикальных и горизонтальных линий.
3. Навык ведения
линий кистью
4. Навык держания
кисти при изображении широких и тонких линий
Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах художественного творчества
1 группа
Навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке
1. Навык произвольной
регуляции силы нажима
2. Навык произвольного
изменения амплитуды (размаха движения)
3. Навык произвольного
изменения скорости движения (его замедление и ускорение)
4. Навык прекращения
движения в нужной точке
5. Навык ритмичного
проведения повторных, однородных движений
Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения
2 группа
Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций)
Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т. д.)
1. Умение изменять
направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге)
2. Умение подчинять
движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат)
3. Умение подчинять
движения соразмерению изображений или их частей по величине
Рассмотрим развитие ручной умелости в продуктивной деятельности.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке.
Для продуктивной деятельности характерно художественно образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора.
Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д. Б. Эльконин).
Все эти возрастные особенности дошкольного возраста являются мотивом, побуждающим дошкольника к развитию ручной умелости.
Таким образом, особенности развития ручной умелости старших дошкольников состоят в том, что ручная умелость ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом продуктивной деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.